РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Рейтинг экспортеров. Куда утекает российское масло?
24.09.14

Портал Agro2b.ru продолжает серию публикаций рейтингов. В сентябре начался новый масличный сезон, поэтому мы решили подробно рассмотреть экспорт российского подсолнечного масла за минувший сезон 2013/2014 года – кем, сколько, откуда и куда оно вывозилось.

За минувший сезон 2013/2014 г. экспорт масла российскими компаниями составил 1 651,37 тыс. т. Из них 1 373,87 тыс. т или 83,2% составляет экспорт масла наливом. На бутилированное подсолнечное масло приходится только 16,8% рынка или 277,5 тыс. т. Среди компаний-экспортеров преобладают российские производители подсолнечного масла, и лишь к концу первой десятки рейтинга появляются международные трейдеры.

Откуда везем

Популярность того или иного пункта отгрузки определяется его географическим положением, а также наличием в регионе крупных производителей подсолнечного масла. При этом для перевозки масла наливом в основном использовались порты, расположенные на побережье Азово-Черноморского бассейна. Наибольший объем подсолнечного масла был экспортирован через Ростов-на-Дону (29,22%). Такая популярность объясняется наличием в регионе сразу двух крупнейших компаний-экспортеров. Порт Темрюк (27,42%) – единственный специально оборудованный маслоналивной порт России. А популярность Новороссийску (19,04%) обеспечивает его географическое положение.

Куда едем

Основными импортерами российского подсолнечного масла наливом традиционно являются Турция, куда отправилось 38,99% масла, и Египет – 25,73%. Гораздо меньшими партиями масло наливом покупают страны Ближнего Востока. А в экспорте фасованного масла преобладают страны бывшего СССР и Средней Азии. Львиная доля бутилированного подсолнечного масла отгружается в Узбекистан (40,88%). Поставки в Киргизию составляют 12,43%, экспорт в Афганистан занимает 9,32% рынка

Кто экспортирует


Место 1: В минувшем сезоне 2013/2014 года «Астон» вырвался в лидеры российского экспортного рынка подсолнечного масла. Увеличив свою долю рынка с 15% до 18,43%, компания поднялась на первое место. При этом среди экспортеров бутылированного масла «Астон» занимает второе место, с долей экспорта в 12,22%, а лидерство компании обеспечила торговля подсолнечным маслом наливом. Здесь «Астону» принадлежит почти 20% рынка. Основные отгрузки компании (88,78%) проходили через Ростов-на-Дону, где у «Астона» есть свой терминал. Небольшая доля экспорта ушла через Белую Калитву. Основным международным партнером «Астона» в минувшем сезоне выступала Турция, куда было отправлено 53,45% подсолнечного масла наливом. Отгрузки в Египет составили около 21,56% экспорта компании. Бутылка экспортировалась в Узбекистан – доля этой страны 8,16%. Практически равные объемы подсолнечного масла «Астон» отправил в Испанию, Ливан и Францию – по 3,5%.


Место 2: Лидер предыдущего сезона Группа Компаний «Юг Руси» в сезоне 2013/2014 г. сократила объемы экспорта подсолнечного масла до 15,73%, в результате чего спустилась на вторую строчку рейтинга экспортеров. Виновником потери лидерства стало сокращение экспорта подсолнечного масла наливом до 16,76% рынка. Поставки упакованного масла снизились до 10,65% рынка. Основным портом отгрузки подсолнечного масла остается Ростов-на-Дону (77,47%), где расположены основные предприятия компании. Через порт Кавказ «Юг Руси» экспортировал 13% масла, через Краснодар было отгружено 5,33%, через Азов – 3,61%. Активнее всего торговля в сезоне 2013/2014 г. велась с Турцией, куда отправилось 57,14% не фасованного масла, и Египтом – 12,65%, а также ближневосточными странами: ОАЭ (7,9%), Ираном (6,17%), Саудовской Аравией (2,19%) и Суданом (1,46%). Подсолнечное масло в упаковке поставлялось в Армению (2,42%), Узбекистан (2,3%), Киргизию (2,28%) и Грузию (2%).


Место 3: Еще один крупный российский производитель масла и продуктов питания – ГК «ЭФКО» замыкает тройку лидеров с долей рынка в 14,55%. Высокое место в рейтинге компании обеспечивает экспорт подсолнечного масла наливом – за минувший сезон доля рынка компании подросла до 16,44%. В экспорте бутилированного масла «ЭФКО» занимает 5,16%. Партнерство с глубоководным морским маслоналивным терминалом на Таманском полуострове Черного моря определяет основной пункт отгрузки – это Темрюк, через который прошло 94% экспорта компании. Не забывает компания и свою «малую Родину» Алексеевку в Белгородской области. Около 5,91% сухопутного экспорта компании идет через этот город. Около половины экспорта подсолнечного масла (49,54%) компании ушло в Египет, на долю Турции приходится 28,92% отгрузок. В Саудовскую Аравию в сезоне 2013/2014 г. было отправлено 6,21% масла, в Судан – 3,02%. 


Место 4: Холдинг «Солнечные продукты» сильно отстал от первой тройки экспортеров – его доля экспортного рынка составляет 7,75%. В структуре экспорта фасованное и бутилированное масло занимают практически равные доли – 8,01% и 7,7% соответственно. Если рассматривать пункты отгрузки, то основной экспорт подсолнечного масла наливом проходил через Новороссийск (41,11%) и Ейск (21,25%). Бутилированное масло отгружалось через Саратов (30,71%), где находится основное масложировое производство, а также Белореченск (5,07%) и Воронеж (1,82%). Наливное масло «Солнечные продукты» экспортировали в Турцию (25,94%) и Египет (18,11). А бутилированное масло поставлялось в основном на рынок стран бывшего СССР – Азербайджан (19,01%) и Узбекистан (10,45%).


Место 5: Компания «Артис-Агро Экспорт» не первый раз появляется в рейтинге экспортеров. Доля рынка компании в экспорте российского подсолнечного масла составляет 7,66%, при этом весь объем составляет подсолнечное масло наливом. Не имея своего маслоналивного терминала, все отгрузки «Артис» проводит через Темрюк. Международными партнерами «Артис-Агро Экспорт» являются традиционные потребители российского не фасованного масла: Египет (57,48%), Турция (21,75%), Иран (8,15%), Судан (7,22%) и Испания (5,05%).


Место 6: Дочернее предприятие ГК «РУСАГРО» – ЗАО «Самарапромпереработка» появилось на рынке только в 2012 году и уже в сезоне 2013/2014 г. с долей рынка в 6,62% занимает шестое место среди экспортеров российского подсолнечного масла. Предприятие специализируется на экспорте не фасованного масла, поэтому основные отгрузки проходят через Новороссийск (93,51%) в Египет (37,35%), Турцию (35,72%) и Иран (20,44%). Из Самары (6,49%) подсолнечное масло поставляется в Ирак (4,49%) и Китай (2%). ЗАО «Самарапромпереработка» является лидером среди российских компаний по объемам поставки масла в Иран и единственным экспортером российского подсолнечного масла в Ирак.


Место 7: В отличие от рейтинга экспортеров зерна, первая иностранная компания, реализующая российское подсолнечное масло, появляется только на седьмом месте. Украинская «Кернел Групп» за минувший сезон отгрузила 4,37% от общего экспортного объема. Весь экспорт составило подсолнечное масло наливом, которое отгружалось через Новороссийск (98,7%) в Турцию (90,92%). Небольшие партии масла отправились в Египет (4,36%) и Испанию (3,42%). Около 1,3% масла по суше через Минеральные Воды экспортировалось в Грузию, Азербайджан и Армению.


Место 8: ГК «Нижегородский масложировой комбинат» («НМЖК») занимает восьмую строчку рейтинга. Доля рынка компании в минувшем сезоне составила 3,83%. Как и ближайшие соседи по рейтингу, «НМЖК» занимается в основном экспортом не фасованного подсолнечного масла. Практически все отгрузки масла компания производила через Новороссийск – 96%. Подсолнечное масло предназначалось для Турции (77,33%), Саудовской Аравии (11,08%), Омана (9,6%) и Египта (4,99%). Сухопутные отгрузки шли через Оренбург (4%) в Китай (4%).


Место 9: Несмотря на то, что основной специализацией «МЗК» остается экспорт зерна, компания в минувшем сезоне поднялась с пятнадцатого на девятое место среди основных экспортеров подсолнечного масла. Доля рынка компании выросла до 3,6%. «МЗК» ориентирована на экспорт, поэтому основу ее отгрузок составляет подсолнечное масло наливом. Являясь «дочкой» Glencore, «МЗК» в качестве основного пункта отгрузки использует порты Тамани (97%), доля активов которых принадлежит головной компании. Около 3% экспорта приходится на Новороссийск. Весь объем российского подсолнечного масла «МЗК» экспортирует в Египет. 


Место 10: Замыкает первую десятку компаний-экспортеров подсолнечного масла еще один международный трейдер – компания «Бунге СНГ», чья доля рынка составляет 3,05%. В отличие от своих международных коллег, «Бунге» имеет мощности по переработке и фасовке подсолнечного масла, поэтому компания занимает первое место по экспорту российского бутилированного подсолнечного масла. Доля экспорта масла в упаковке составляет 13,06% рынка, а масла наливом – 1,03%. Завод по производству масла «Бунге СНГ» находится в Воронежской области, поэтому практически все отгрузки компании идут через Воронеж (82,14%). Бутилированное подсолнечное масло под торговыми марками, принадлежащими «Бунге», отправляется в Узбекистан (23,56%), Туркменистан (12,63%), Таджикистан (11,9%) и Киргизию (9,13%). Экспорт масла наливом проходит через Новороссийск (17,86%) в Турцию (11,97%) и Грецию (5,89%).

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью