3 мая 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Срочные меры

21.04.08


В Саратовской области хотят решить проблему удорожания хлеба за счет льготных кредитов на закупку зерна, которые получат мукомольные предприятия. Но это краткосрочная мера, она не решит системные проблемы сельского хозяйства.


Образцы продукции
В Саратовской области сложилась парадоксальная ситуация. В регионе — третьем в ПФО по объему производства зерна (см.диаграмму)

— отмечается дефицит пшеницы и муки, что ведет к их удорожанию. Это ставит под угрозу планы саратовских властей по сдерживанию инфляции. Из областного бюджета выделено 10 млн рублей на погашение процентной ставки по льготному кредиту размером около 100 млн рублей для мукомольных предприятий Энгельса и Саратова. Чиновники надеялись, что этих средств мукомолам хватит на закупку 10 тыс. тонн продовольственной пшеницы, которая обеспечит их зерном до нового урожая и позволит сдержать ожидаемый рост цен на хлеб (в его себестоимости 48% приходится на муку). По соглашению с областным правительством, мукомолы, которые возьмут льготные кредиты, обязуются полученную из зерна пшеничную муку первого сорта отпускать местным хлебопекарным предприятиям на выпечку социального хлеба по фиксированным ценам. Но в ожидании ценового скачка сельхозпроизводители придерживают зерно или продают его трейдерам по завышенным ценам. В итоге уже сейчас разница между заложенной саратовским минсельхозом ценой пшеницы с той, по которой она продается на рынке, значительна: вместо расчетных 9−9,3 тыс. рублей за тонну она реализуется по 12 тыс., а в мае, как ожидается, ее стоимость вырастет до 17−18 тыс. рублей.


Доля регионов в производстве зерновых



Местные чиновники, конечно, могли прокредитовать мукомолов раньше — осенью пшеница стоила около 5,5 тыс. рублей за тонну. Именно тогда некоторые регионы проводили товарные интервенции. Но даже своевременные интервенции не решают проблему.

Держать цены

Пока положение в саратовском регионе далеко от чрезвычайного: на 31 марта в Саратове зафиксирована самая низкая в ПФО цена килограмма ржаного хлеба (15,88 рубля), а на 7 апреля, по данным регионального минсельхоза, область вошла в пятерку поволжских регионов с самым дешевым пшеничным хлебом первого сорта (20,04 рубля). Но подорожание муки грозит сдвинуть область в этом рейтинге на несколько позиций вниз.

Одна из версий прогнозируемого роста хлебных цен состоит в том, что они сдерживались до президентских выборов (до тех пор действовал заключенный с властями мораторий), а после 2 марта торговцы бросились наверстывать упущенное. Отсюда плавно вытекает вторая популярная версия – накрутки розницы. Но из сводки по динамике среднестатистических цен на отдельные продовольственные товары, подготовленной региональным министерством экономического развития и торговли, следует, что на пшеничный хлеб первого сорта розничная накрутка колеблется в пределах 4−7%. По мнению Дмитрия Удалова, члена совета директоров ОАО «Знак хлеба» — крупного саратовского хлебопекарного предприятия, розница не делает существенных наценок на социальные сорта хлеба, так как магазинам важно продать продукт за один день. Наценка самих производителей составляет, по словам г-на Удалова, 10−12%.

Однако упомянутая сводка все же указывает на истинную причину подорожания. Она зафиксировала разницу около 70−80% между отпускной ценой производителя и розничной магазина на пшеничную муку в декабре 2007 — феврале 2008 года. Это реакция рынка на подорожание зерна. В марте стоимость продовольственной пшеницы росла шокирующими темпами: балаковские мукомолы, например, отмечают, что на начало марта зерно третьего класса стоило около девяти тысяч рублей за тонну, затем началось повышение до 10 тыс. рублей, и среднемесячное значение не падало ниже 9,5 тыс. рублей. В начале апреля сложилось неустойчивое равновесие в пределах 9,4 тыс. рублей за тонну, но цены снова поползли вверх. Интересно, что в официальную статистику эти данные не попадают. Так, Саратовстат не отслеживает динамику цен на пшеницу третьего класса, а пшеница всех видов, по данным этого ведомства, в январе стоила 4754 рубля за тонну, в феврале – 5672, в марте – 5879,3 рубля.

Куда пропало зерно

«Ситуация почти комическая. Мы помогли крестьянам вспахать, засеять, убрать. Они выгодно продали зерно, в основном за пределы региона, а теперь мы говорим о нехватке пшеницы», — сокрушается один из представителей облправительства, имея в виду нежелание трейдеров продавать зерно при растущем ценовом тренде.


Рецепт долгосрочного снижения цен на хлеб — не в попытке запастись дешевым зерном, а в системной программе развития сельского хозяйства

Действительно, говорить о дефиците пшеницы в поволжской житнице, какой является Саратовская область, по меньшей мере странно. Зерна в регионе, где на долю сельского хозяйства приходится пятая часть валового продукта области (около 79 млрд рублей), выращивается более чем достаточно. Ежегодно урожай зерновых здесь составляет около 3,5 млн тонн — это более чем в два раза превышает собственные потребности региона, которому, по данным облправительства, нужно около 1,5 млн тонн зерна в год. Причем этих объемов хватает и на хлеб, и на фураж для скота, и на формирование посевного фонда.

Помимо частных инвестиций, бюджетная поддержка саратовского АПК в 2007 году составила около 2,2 млрд рублей (госдотации, субсидирование процентной ставки по кредитам, оплата льготных ГСМ и прочее), из них половина пошла на зерновой сектор.

Между полем и прилавком

Но всех проблем сельского хозяйства большие урожаи не решают.

Например, пока не восстановлена прямая связь между сельхозпроизводителями и хлебопекарными предприятиями, позволяющая минимизировать издержки. Региональный хлебно-мукомольный сектор раздроблен, а формирование вертикально-интегрированных холдингов в растениеводстве идет крайне медленно. Только в Балаково, втором по величине городе Саратовской области, образовался единый холдинг («Балаково-хлеб»), включающий в себя мукомольное производство, хлебокомбинат и элеватор. В Энгельсе такая система не сложилась, в Саратове некогда мощнейшее мукомольное предприятие – ОАО «Саратовмука» — долгое время было в затяжном кризисе, а с начала года вообще не работает, коллектив готовится бастовать. Хлебозаводы-гиганты советских времен, которые могли бы играть на ценах за счет больших объемов, также не доминируют на местном рынке: уже несколько лет потребность областного центра в хлебе удовлетворяют несколько родившихся уже в рыночную эпоху средних по масштабам предприятий и десятки мелких пекарен.

Отсутствие рыночных связей между сельхозпроизводителями и переработчиками создает большое поле для спекуляций. Так, саратовские аграрии реализуют выращенную пшеницу трейдерам, которые продают ее по всей России , а местные предприятия у таких же посредников закупают челябинскую, алтайскую муку и зерно.


Хлеб

Дмитрий Удалов обращает внимание и на другую проблему сельхозпредприятий, отмечая, что энергоносители вносят в себестоимость буханки не менее значимую долю, чем мука. А еще есть подсолнечное масло, без которого хлеб тоже не испечь. Между тем с осени прошлого года к марту этого цена на «семечки» подскочила с 14 рублей за килограмм до 22. «Федеральное правительство делает вид, что в ситуации с ценами на хлеб оно ни при чем, но именно правительство ежегодно утверждает рост энерготарифов на 20 процентов, а с них-то и начинается разгон цен. Если обуздать монополии, отпадет необходимость заниматься дешевым популизмом, предлагая заморозить наценки», — подчеркивает г-н Удалов.

Но власти по-прежнему видят выход не в решении системных проблем, а в краткосрочных мерах. Так, им приходится говорить о необходимости российскому Минсельхозу увеличить лимит на закупки зерна в рамках интервенций. На взгляд и.о. министра экономического развития Саратовской области Александра Ульянова, это даст шанс замедлить подорожание социального хлеба.

Эксперт
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: