29 марта 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Николай Федоров: Сельское хозяйство на Северном Кавказе — не просто отрасль экономики, а образ жизни

11 февраля 2013 10:05

Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров принял участие в заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа в Карачаево-Черкесской Республике, которое провел Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, сообщает пресс-служба МСХ РФ.

Из выступления Н.Федорова на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа:

«Ярким примером того, что в России сельское хозяйство – не просто отрасль экономики, а образ жизни, является Северо-Кавказский федеральный округ. Так, на 1 января 2012 г. численность постоянного населения СКФО составила 9,5 млн человек, из них чуть более половины — 4,8 млн человек — сельское население.

Чрезвычайно важную роль в жизни селян играют такие традиционные отрасли как овцеводство, коневодство, овощеводство и виноградарство. Ключевыми отраслями пищевой промышленности в округе являются винодельческая, масложировая, сахарная, плодоовощная, мукомольно-крупяная, а также мясная и молочная.

По данным Росстата, доля сельского хозяйства в валовом продукте округа составляет около 15% (около 4% по России). В округе сосредоточено 45% собираемого в Российской Федерации урожая винограда, более 10% зерна, плодов, ягод и овощей, а также более 5% сахарной свеклы.

Спецификой аграрного сектора округа является высокая доля мелкотоварного производства в большинстве регионов. Но это тот самый случай, когда «мал золотник, да дорог». Подтверждение тому – ряд показателей высокоэффективной работы малых форм хозяйствования. В целом по округу в личных подсобных и фермерских хозяйствах производится 86% молочной продукции (по России – 54%), 64% мясной продукции (по России – 36%), 85% овощей (по России – 83%) и 94% картофеля (по России – 87%).

Финансирование Госпрограммы 2008-2012

Всего за этот период в регионы округа было перечислено из всех источников 49,6 млрд рублей, из федерального бюджета 37,8 млрд рублей (в 2012 году – 10,9 млрд рублей).

В том числе финансирование программы социального развития села за счет всех окружных источников составило 16,8 млрд рублей (в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»).

По направлению «инфраструктура мелиорации» (в рамках федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельхозназначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года») объем финансирования с 2008 по 2012 годы в округе за счет всех источников составил 40,2 млрд рублей.

В этот период в округ также были привлечены кредитные и лизинговые ресурсы. За 5 лет Россельхозбанк оказал кредитную поддержку в реализации 284 инвестиционных проектов с общим объемом финансирования 6,7 млрд рублей, Сбербанк России профинансировал проекты на сумму свыше 17 млрд рублей, Росагролизинг передал сельхозтоваропроизводителям округа более 6 тыс. ед. техники общей стоимостью более 9,3 млрд рублей, а также обеспечил поставку более 14,5 тыс. голов племенной продукции на сумму 662 млн рублей, животноводческого оборудования на сумму 1,2 млрд рублей.

Итоги реализации Госпрограммы 2008-2012

Реализация Госпрограммы в течение последних пяти лет позволила нарастить сельхозпроизводство по целому ряду направлений.

В 2012 году по сравнению с 2007 годом индекс производства продукции сельского хозяйства в округе вырос почти на 23% (16,8% по России), производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 28,2% (33% по России), молока – на 28,8% (по России снижение – 0,2%), овощей – на 47,5% (по России – 27%), плодово-ягодной продукции – на 34,8% (по России – 5%). Производство зерна и зернобобовых в целом по округу снизилось на 19,2% (снижение 13,3% по России).

Хотя и говорят всегда, что «у природы нет плохой погоды», но все-таки утверждение это спорное. Думаю, аграрии со мной согласятся. Так, весьма негативное влияние на урожай зерна в 2012 году оказала засуха. По предварительным данным Росстата, в минувшем году хозяйствами всех категорий в округе собрано 6,7 млн тонн зерна в весе после доработки (в 2011 году – 10,1). В то же время увеличилось производство картофеля – 1,4 млн тонн (в 2011 году – 1,3), овощей – около 2 млн тонн (в 2011 году – 1,8).

Площади плодово-ягодных насаждений плодоносящего возраста в округе в 2012 году выросли и составили 44,4 тыс. га (в 2011 году – 43,1). Также с плюсом произведено 291,4 тыс. тонн плодово-ягодной продукции (в 2011 году – 267,1).

В пищевой промышленности по сравнению с 2007 годом в округе выросло производство мяса и субпродуктов в 2,2 раза, мясных полуфабрикатов – в 2,8 раза, цельномолочной продукции – на 63,3%, кондитерских изделий – на 32,2%, сыров и сырных продуктов – на 14%. Но снизились объемы производства масла растительного нерафинированного на 27,4%, масла сливочного – на 22,7%, сахара-песка – на 18%, плодоовощных консервов – на 17,1% и колбасных изделий – на 5,5%.

В 2012 году предприятия округа существенно увеличили производство мясных полуфабрикатов (на 60,5% к 2011 году), сыров и сырных продуктов (25,1%), масел растительных (20,9%), крупы (22,1%), мяса и субпродуктов (16,5%), цельномолочной продукции (12,6%).

Вопросы социального развития села реализуются в округе в рамках федеральной целевой программы. В 2012 году построено (приобретено) жилья для сельских граждан 108,6 тыс. кв. м, прирост за 5 лет составил 51,6% к 2007 г (по России – 62,5%). Уровень газификации в округе увеличился и составил 77,3% (по России – 55,2%), обеспеченность сельского населения питьевой водой выросла и составила 67,1% (по России – 58%).

Реализация в округе Госпрограммы на 2008-2012 годы способствовала повышению заработной платы и снижению уровня безработицы на селе.

Заработная плата работников сельского хозяйства в округе ниже, чем в среднем по России, но при этом она увеличилась с 4 336 рублей в 2007 году до 11 878 рублей в 2012 году (14 737 руб. по России). Несмотря на то, что уровень безработицы в сельской местности по округу выше среднероссийского показателя (8%), наблюдается устойчивая тенденция его снижения. Если в 2007 году до реализации Госпрограммы уровень безработицы на селе составлял 26,7%, то в 2012 г. сократился до 14,8%.

Малые формы хозяйствования в округе представлены фермерскими хозяйствами, индивидуальными предпринимателями и кооперативами.

На 1 января 2013 г. количество крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в округе составило 68150 ед. (24,6% от численности по России). Зафиксирован двукратный рост этого показателя за последние 5 лет.

Массовой формой деятельности на селе является сельхозкооперация. По предварительным данным Росстата, число потребительских сельхозкооперативов на территории СКФО на 1 января 2013 г. составило 504 ед. (прирост 15% к 2007 году), производственных сельхозкооперативов – 2253 ед. (рост в 2,5 раза).

Реализация с 2012 года ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» в регионах округа позволила оказать поддержку 989 начинающим фермерам (всего по России –2859) и 259 семейным животноводческим фермам (по России их 750). Это позволило создать дополнительно около 3 700 рабочих мест. Регионам округа за счет федерального бюджета направлено на развитие семейных животноводческих ферм 355 млн рублей, на поддержку начинающих фермеров – 613 млн рублей.

Перспективные направления развития АПК до 2020 года

Учитывая особенности округа, исторические и национальные традиции, мы предлагаем в рамках федеральной Госпрограммы развития АПК до 2020 года реализовать следующий комплекс мер:

по развитию логистических центров, ориентированных на хранение, первичную обработку и сбыт продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

по развитию племенной базы молочного и мясного скотоводства, овцеводства с целью формирования региональных мясного и молочного кластеров;

по оказанию консультативной помощи сельхозтоваропроизводителям округа по вопросам государственной поддержки сельскохозяйственного страхования в 2013 году;

предлагаем совместно с Минпромторгом разработать программу внедрения бренда качественной продовольственной продукции (с акцентом на экологический аспект), производимой на территории округа;

органам исполнительной власти мы рекомендуем разработать региональные целевые программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, предусматривающие реализацию таких приоритетных направлений, как:

- мясное и молочное скотоводство;

- выращивание сельхозпродукции в закрытом грунте;

- садоводство и виноградарство;

- совершенствование системы потребительских сельхозкооперативов;

- развитие фермерских хозяйств, включая семейные животноводческие фермы;

- создание логистических центров по хранению, первичной переработке и сбыту продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

- развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;

- комплексное развитие сельхозпроизводства с учетом схем террито-риального планирования, планов диверсификации сельской экономи-ки и схем расселения сельского населения, совершенствования социальной инфраструктуры и формирования жилищного фонда;

- повышение эффективности региональных финансовых ресурсов за счет консолидации собственных финансовых средств регионов, средств на реализацию федеральных целевых программ и внебюджетных средств.

Прогнозные показатели Госпрограммы до 2020 года

Должен обратить внимание коллег, что реализация мер государственной поддержки Минсельхозом России будет проводиться в рамках новой Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы, разработанной по отраслевому принципу и с учетом требований ВТО. В Госпрограмму заложен принцип софинансирования. Средства федерального бюджета будут выделяться регионам для софинансирования расходов, предусмотренных региональными программами.

Соответственно, на реализацию Госпрограммы на 2013-2020 годы регионы округа имеют возможность получить порядка 80,7 млрд рублей из федерального бюджета при софинансировании из региональных бюджетов в общем объеме 25 млрд рублей.

Хочу обратить внимание на то, что при эффективной работе, по нашим прогнозам, к 2020 году в регионах округа можно реально увеличить производство продукции сельского хозяйства на 45% (по России –19,6%). Объем инвестиций в основной капитал в 2020 году по отношению к 2012 году увеличится на 55%, среднемесячная заработная плата на 84,6%. По данным регионов, только в 2013 году будет создано дополнительно до 7 тыс. рабочих мест в АПК, в дальнейшем этот показатель будет расти.

Производство скота и птицы на убой в живом весе в регионах округа к 2020 году увеличится на 24,1%, молока – на 21,4%, прирост зерна и зернобобовых культур – на 55,2%, картофеля – на 21,7%).

К 2020 году запланировано заложить 25,9 тыс. га виноградников (69% от общей площади закладки по России), что позволит вдвое увеличить имеющиеся площади виноградников в округе (24,8 тыс. га в 2011 г.). Реализация этого плана позволит к 2020 году увеличить число рабочих мест на 10 тысяч, дополнительные налоговые отчисления составят около 2 млрд руб. Амбициозная, но абсолютно реалистичная задача – увеличить площадь виноградных насаждений до 100 тыс. га (показатель 1985 года).

Среди регионов округа лидером по закладке (63% от общероссийского показателя) в 2013 году станет Республика Дагестан.

К 2020 году, по прогнозам субъектов СКФО, запланировано заложить сады в округе на площади 27,7 тыс. га (51,4% от общей площади закладки по стране), что обеспечит рабочими местами 8,3 тыс. человек (а в период уборки – до 28 тыс. работников) и принесет дополнительные налоговые отчисления в размере около 550 млн рублей.

В регионах округа за счет введения новых мощностей планируется увеличить к 2020 году объемы производства плодоовощных консервов в 3 раза (до 795 млн усл. банок), сахара – в 2,5 раза (до 381 тыс. тонн).

В рамках реализации ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» планируется оказать поддержку малым формам хозяйствования. Эти программы весьма востребованы и эффективны в СКФО.

Приоритеты в сфере АПК в разрезе регионов

Как для летчиков «первым делом – самолеты», так для развития АПК в округе первоочередной приоритет – животноводство. В Чеченской Республике доля животноводства в структуре валовой продукции составит не менее 80%, Ингушетии – более 70%, Карачаево-Черкесской Республике – 65%, Северной Осетии-Алании – более 60%.

В структуре животноводческой продукции планируется увеличение удельного веса мяса и молока: в Чеченской Республике – до 45% и 40% соответственно; Карачаево-Черкесской Республике – 35% и 25%; Северной Осетии-Алании – 30% и 23%; Ингушетии – 23% и 50% соответственно. В овцеводстве предполагается развитие тонкорунного и мясо-шерстного направления в Ставропольском крае, мясо-шерстного – в Республике Дагестан, мясного в Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках.

С учетом благоприятных климатических условий в округе может и должно получить развитие такое направление животноводства, как аквакультура (прудовое сельскохозяйственное рыбоводство). В предгорных районах – это разведение деликатесных рыб (форели), а в равнинной части – разведение столовых рыб (карп, растительноядные рыбы).

Мы рекомендуем органам исполнительной власти субъектов федерации учесть при разработке региональных программ развития АПК мероприятия по поддержке аквакультуры.

По нашим оценкам, растениеводство останется доминирующей отраслью в Ставропольском крае (65%) с преимущественным выращиванием зерновых. В Кабардино-Балкарской Республике эта отрасль составит более 65%, (43% – картофель, овощи, бахчевые культуры, 18% – плоды и виноград). В Республике Дагестан растениеводство составит 58% с преобладанием производства картофеля, овощей, бахчевых культур – до 55%.

Производство высококачественного зерна гарантируется в Ставропольском крае, степных районах Дагестана и Чеченской Республики. Возделывание кукурузы целесообразно в предгорных районах Кабардино-Балкарской Республики, Республиках Северная Осетия-Алания и Дагестан, а также на орошаемых землях Ставрополья.

Для эффективного развития отрасли садоводства необходимо строительство новых мощностей (холодильников) по хранению плодово-ягодной продукции в течение длительного срока (около года) без потери потребительских качеств (с регулируемым микроклиматом и регулируемой газовой средой) и оснащение садоводческих хозяйств современной сельхозтехникой и оборудованием для садоводства.

Важным направлением развитием АПК округа является увеличения объемов производства овощей в защищенном грунте. Мы планируем оказать поддержку за счет субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам сроком до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов.

Регионам округа мы рекомендуем разработать региональные программы по развитию данного направления. По оценкам наших экспертов, природно-климатические условия позволяют построить в регионах округа не менее 1000 га теплиц. Это создаст дополнительно 25 тыс. рабочих мест и увеличит налоговые отчисления на 1,6 млрд рублей.

При этом дальнейший рост объемов сельхозпроизводства потребует наращивания мощностей по переработке. Начиная с 2013 года, переработчики сельхозпродукции смогут воспользоваться таким эффективным инструментом господдержки, как субсидирование кредитов, что позволит предприятиям привлечь дополнительно заемные средства на инвестиционные цели, провести модернизацию оборудования, увеличить производство продукции переработки и продовольствия. Администрации регионов могут оказать дополнительную поддержку отрасли, если представят в Минсельхоз такие проекты как экономически значимые региональные программы.

И еще – фундаментально важное. Для более эффективной реализации представленных мер государственной поддержки в рамках Госпрограммы Минсельхоз совместно с Минфином России намерены выстраивать новую систему взаимоотношений с регионами, чтобы стимулировать на местах повышенное внимание к проблемам сельского хозяйства, усилить ответственность регионов за выполнение взятых обязательств, повысить прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2013-2015 годах отметил, что «критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства. Бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры».

Поэтому для повышения эффективности бюджетных расходов Минсельхоз России будет использовать принципы проектного финансирования мероприятий Государственной программы, чтобы она вместе с региональными программами стала единым инструментом мобилизации ресурсов для обеспечения продовольственной независимости страны. На это нацелено комплексное и сбалансированное решение экономических, социальных, экологических и инфраструктурных проблем развития сельских территорий.

Особенно актуальны для сельского хозяйства развитие инфраструктуры аграрных районов, улучшение жилищных условий селян, мелиоративные, экологические программы, повышение плодородия почв. Эти и другие мероприятия по правилам ВТО относятся к «зеленой корзине», то есть к мерам, не связанным с отраслью напрямую, но фундаментально поддерживающим ее. В такую «корзину» можно вкладывать неограниченные средства. Как показывает практика, названные меры в долгосрочной перспективе не менее, скорее даже более эффективны, чем прямые субсидии, и имеют непосредственное отношение как к эффективному развитию сельского хозяйства, так и сохранению и процветанию российского села».

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: