РЖД из-за повышения тарифов может проиграть автотранспорту на рынке агрогрузов — мнение
Саморегулируемая организация «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ) просит власти не повышать в 2026 году тарифы РЖД на порожний пробег универсальных полувагонов, крытых вагонов и платформ, контейнерных перевозок. По мнению источника «Агроэксперта» в СОЖТ, это может привести к снижению конкурентоспособности ряда грузов, включая агропродукцию, и усилить их отток с сети РЖД на другие виды транспорта.
СОЖТ просит не повышать в 2026 году тарифы РЖД на 10% для порожнего пробега универсальных полувагонов, крытых вагонов и платформ, а также на 5% для контейнерных перевозок. Об этом сообщается в отправленном письме председателя президиума союза Игоря Ромашова на имя вице-премьера РФ Виталия Савельева («Агроэксперт» располагает копией документа).
«Такое повышение тарифной нагрузки на железнодорожное плечо неизбежно приведет к снижению конкурентоспособности ряда грузов, включая агропродукцию, перевозимой по сети РЖД. Также возможно усиление оттока грузов с сети РЖД на альтернативные виды транспорта», — прокомментировал «Агроэксперту» источник в Союзе операторов железнодорожного транспорта.
Для обеспечения сбалансированности финансового плана и инвестпрограммы РЖД в конце 2024 года были повышены грузовые железнодорожные тарифы, превышающие общий рост цен в стране, говорится в письме. Так, был повышен тариф на 13,8% для перевозки всех грузов, увеличен на 25,2% тариф для порожних вагонов и на 19,5% для контейнеров.
«Указанный рост тарифов в условиях действия высокой ключевой ставки усилил ценовое давление на рынок и, как следствие, усугубил тренд падения погрузки и объемов перевозок на сети, и прогноз на 2025 год — максимально негативный за последние 10 лет (минус 5,9% погрузки и минус 3,1% грузооборота)», — отмечается в письме.
При этом реальная грузовая база не сокращалась, а переориентировалась на другие виды транспорта, где перевозчики проявляют максимальную ценовую гибкость и гарантированный вывоз грузов точно в срок. Например, на автотранспорте отмечен рост погрузки на 4,3% в январе — июле 2025 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, приводятся данные в письме.
В этих условиях операторы предпринимали беспрецедентные меры, борясь за сохранение каждой вывозимой тонны груза на железной дороге, в том числе снижением цен на предоставление подвижного состава, отмечает Игорь Ромашов.
При этом маржинальность операторов сократилась до нуля на восточном полигоне и стала отрицательной на северо-западном и южном направлениях, утверждается в письме. Железнодорожные контейнерные перевозки в целом уже сейчас убыточны для операторов.
Председатель президиума союза с учетом сложившейся ситуации просит «при рассмотрении вопросов индексации тарифов на 2026 год не принимать и не поддерживать решения о дополнительной индексации тарифов в отдельных сегментах рынка».
По мнению Игоря Ромашова, единственный выход — проведение политики сдерживания роста тарифов РЖД без дополнительных точечных решений с целью возврата на инфраструктуру РЖД грузов, ушедших на другие виды транспорта.
Телеграм-канал: https://t.me/zolnews