Низкие цены на зерно и высокие издержки ударили по портовому бизнесу — объем перевалки в первом полугодии 2025-го рухнул вдвое. Кто главный на этом рынке и почему некоторые игроки продолжают инвестировать в расширение мощностей, разбирался Forbes
Экспорт зерна сокращается: в январе — мае 2025 года через российские порты прошло всего 16 млн т зерновых, что более чем в половину меньше, чем за тот же период 2024-го, говорит управляющий директор Центра компетенций в АПК «Рексофт Консалтинг» Дмитрий Краснов.
Согласно данным Минсельхоза, в сезоне-2024/2025 экспорт зерна составил 53 млн т (в сезоне-2023/2024 вывезли более 70 млн т зерна, что стало рекордом). Суммарная техническая емкость зерновых терминалов после последних вводов в строй новых проектов оценивается в 85 млн т в год — с нынешним экспортом это избыточно, отмечает Краснов. «Терминалы и не могут быть загружены на 100% из-за ряда эксплуатационных рисков: погодные условия, сезонность, логистические задержки, техническое обслуживание», — уточняет партнер «Яков и Партнеры» Дмитрий Васюков.
Основными направлениями для экспорта зерновых из России остаются страны Ближнего Востока и Северной Африки, говорит Васюков.
Отгрузки зерна из России
Топ-20 терминалов в каждом сезоне
| Терминал | Собственник | Объем, т | Динамика, % | |
|---|---|---|---|---|
| 2023/2024 | 2024/2025 | |||
| КСК (Новороссийск) | ГК «Дело» | 9 154 675 539,00 | 7 261 580 127,00 | -20,7 |
| Новороссийский зерновой терминал (Новороссийск) | «Деметра-Холдинг» | 7 033 332 035,00 | 5 759 990 355,00 | -22,11 |
| Новороссийский комбинат хлебопродуктов (Новороссийск) | ОЗК | 8 358 059 639,00 | 5 655 111,00 | -32,3 |
| Зерновой терминальный комплекс Тамань (Тамань) | «Деметра-Холдинг» | 5 381 865 829,00 | 3 004 528 960,00 | -44,2 |
| Экспорт по железной дороге | 4 790 476 864,00 | не вошел в топ-20 | ||
| «Родные поля» / бывший ТД РИФ (Азов) | Госимущество | 3 379 815 286,00 | не вошел в топ-20 | |
| Астон (Ростов-на-Дону) | УК «Астон» | 2 477 911 257,00 | 2 195 448 059,00 | -11,4 |
| Туапсинский морской торговый порт (Туапсе) | Группа ППК | 2 526 957 619,00 | 1 281 721 490,00 | -49,3 |
| Азово-донской зерновой терминал (Азов) | УК «Астон» | 1438871,83 | 1257044,82 | -12,6 |
| Высоцкий (Высоцк) | Светлана Полякова | 1 051 994 208,00 | 1 040 383 684,00 | -1,1 |
| Эльдако (Ростов-на-Дону) | Константин Леонов | 1 128 208 778,00 | 837 164 138,00 | -24 |
| Ростовский морской мультимодальный порт (Ростов-на-Дону) | АО «КП Капитал» | 1 128 208 778 | 768 406 647,00 | -31,9 |
| Морской грузовой терминал Империал (Ростов-на-Дону) | «Кем-Влад Петролеум» | не вошел в топ-20 | 758 860 973,00 | |
| Ростовский КХП (Ростов-на-Дону) | «УК ЗЕРНОВОЙ ЭКСПОРТ» | 791 284 533,00 | 688 387 317,00 | -13 |
| Прочие (Новороссийск) | 1 046 999 356,00 | 549 282 213,00 | -47,5 | |
| Ростовский зерновой терминал (Ростов-на-Дону) | «РТЗ холдинг» | 717795,41 | 463 989 694,00 | -35,4 |
| Тольяттинский речной порт (Тольятти) | нет данных | не вошел в топ-20 | 426 397 329,00 | |
| Темрюкский судоремонтный завод (Таганрог) | Светлана Малахова | 844 820 573,00 | 412 579 386,00 | -51,2 |
| Юг-Терминал (Астрахань) | Георгий Пащенко | 663973,05 | не вошел в топ-20 | |
| Агропорт Устье Дона (Азов) | «Русэлко» | 632 113 981,00 | 397 412 222,00 | -37,1 |
| Азовский зерновой терминал (Азов) | «Олам Глобал Анри ПТЕ. ЛТД» | не вошел в топ-20 | 371 223 284,00 | |
| Новороссийский морской торговый порт (Новороссийск) | ПАО «Транснефть» | не вошел в топ-20 | 370 287 549,00 | |
| Внешторгпорт (Ростов-на-Дону) | Денис Рыбников | 576 364 003,00 | 366 850 217,00 | -36,4 |
| Ейский морской порт (Ейск) | Александр Белов | 586 433 706,00 | не вошел в топ-20 | |
| Всего | 53 684 841,365 | 33 866 649,463 | -36,9 | |
Источники: logisticos.org, audit-it.ru, rusprofile.ru
Почему снижается перевалка
Мировые цены на зерно остаются низкими: например, на 14 августа сентябрьские фьючерсы твердой озимой пшеницы KCBT в Канзас-Сити составляют $185,28 за т, годом ранее было $203,74 за т (-9,1%).
«Основные «причины [падения объема перевалки] — низкая маржинальность экспорта и высокий курс рубля», — комментирует Краснов. — Сокращение российского присутствия в качестве ключевого поставщика пшеницы, утрата позиций и потеря ряда рынков, произошедшие в 2025 году, будут иметь долгосрочные последствия для российского производства и экспорта зерновых».
«В ушедшем сезоне маржа экспортеров просела из-за высокой конкуренции за относительно компактный, как мы его назвали, урожай», — считает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Работать с нулевой или отрицательной маржой экспортеры второй сезон подряд не будут, да и не смогут, уверен эксперт.
Крупнейшие воротилы перевалочного бизнеса — в фотогалерее Forbes.
«Деметра-Холдинг»
«Деметра-Холдинг» создавался в 2018 году структурами ВТБ, позже банк продал свою долю, а в число акционеров вошла компания Southern Sea Investment LLC, бенефициаром которой является государственный инвестфонд Омана. Владельцы остальных 55% «Деметра-холдинга» официально не известны, однако в СМИ упоминались компании АО «Агронова» Таймураза Боллоева и Marathon Group Александра Винокурова. Выручка ООО «Деметра-Трейдинг» в 2024 году выросла почти на 40%, до 281 млрд рублей, если верить «СПАРК-Интерфакс».
«В сезоне-2024/2025 загрузка доступных перевалочных мощностей терминалов для зерна по России не превысила 70%, однако в ряде российских терминалов показатель загрузки традиционно близок к предельным. Это справедливо для глубоководных портов Новороссийска, где загрузка трех основных терминалов в пиковые периоды достигает 90-96%, — комментирует Васюков. — До 2030 года там запланированы программы модернизации и расширения мощностей как перевалки, так и единовременного хранения». Например, рассказывает Васюков, «Деметра‑Холдинг» планирует возведение третьей очереди терминала НЗТ к 2029 году.
«На НЗТ запланировано строительство силосного парка и автоприема, нового железнодорожного приема, пристани с двумя причалами и объектов для хранения и транспортировки растительных масел. По итогам модернизации к 2029 году производственные мощности терминала по перевалке аграрных грузов вырастут с 6,5 млн до 13 млн т», — рассказал Forbes представитель «Деметра-Холдинга». А на зерновом терминальном комплексе Тамань (ЗТКТ), по его информации, запланировано дноуглубление, реконструкция причалов, усиление эстакады, строительство новой галереи. В Тамани, помимо комплексной модернизации терминала, холдинг реализует глобальный проект по строительству железнодорожной инфраструктуры общего пользования от станции Тамань-Пассажирская до морских терминалов по перевалке продукции АПК. Инвестиционные проекты увеличат годовую перевалку зерна на терминале с нынешних 5,5 млн до 8 млн т в год.
В некоторых случаях объем фактической перевалки больше проектных мощностей терминалов, это нормально, уверили собеседники Forbes: пропускную мощность можно увеличить за счет разных усовершенствований.
ГК «Дело»
50% акций группы компаний «Дело» принадлежат основателю компании Сергею Шишкарёву, 49% – Госкорпорации «Росатом», 1% – ООО «Р-Альянс».
Объединенная зерновая компания (ОЗК)
Контрольный пакет акций ОЗК принадлежит государству, 50% минус одна акция — «Деметра-Холдингу».
НКХП реализует программу модернизации с планами расширить объемы отгрузки зерна до 13,1 млн т в год. «При реализации заявленных амбиций общие доступные мощности могут вырасти на 10‑12 млн т в год», — отмечает Васюков.
Группа ППК («Первая портовая компания»)
Учредителем ППК является принадлежащее миллиардеру Владимиру Лисину ООО «РУМЕЛКО». В группу входит в том числе порт «Санкт-Петербург», в компании работают 4100 сотрудников, а длина обслуживаемых причалов превышает 10 км.
«МЗК Экспорт»
«МЗК Экспорт» — российская «дочка» канадского зернотрейдера Viterra, ранее известная как «Витерра Рус». Сейчас компанию контролирует юридическое лицо ООО «Управление агробизнесом», основанное управляющим директором «МЗК Экспорт» Николаем Демьяновым (его доля — 35%).