17.08.01
В распоряжении \"Ведомостей\" оказался проект правительственного постановления, которое должно узаконить льготные железнодорожные тарифы, еще недавно действовавшие на либеральных чиновников, как красная тряпка - на быка. Документ оставляет Министерству путей сообщения массу возможностей для злоупотреблений, считают участники транспортного рынка. Но представители МАПа и Минэкономразвития, участвовавшие в разработке проекта, уверяют, что система скидок будет такой же четкой и прозрачной, как шкала пошлин на нефть.
По оценкам Ассоциации экспедиторов, по льготным тарифам в начале 2001 г. перевозилось около 50 млн т грузов ежемесячно, или более 60% всех грузов, а скидками пользовались более 100 грузоотправителей. В мае 1998 г. правительство запретило МПС предоставлять скидки экспедиторским компаниям. Но практика негласной привязки скидки по определенному виду грузов к конкретному экспедитору существует до сих пор. Скидки устанавливаются с учетом самых разных факторов - от цен на мировых рынках до особых соглашений между регионами и МПС, имеющихся у Красноярского края и Кемеровской области. А льготы нефтяникам и металлургам увязаны с их поставками для нужд МПС.
С 1 августа, когда были упразднены \"международные\" тарифы МПС на перевозку грузов, ввозимых и вывозимых через российские порты, министр Николай Аксененко своей телеграммой отменил и подавляющее большинство льгот. Новые единые тарифы на такие виды грузов, как уголь, металл и нефтепродукты, оказались равны прежним спецставкам или чуть ниже. Между тем еще в марте правительство поручило МАПу, МПС и Минэкономразвития разработать новые принципы установления железнодорожных тарифов, в том числе и скидок к ним. Теперь это задание выполнено - результатом проделанной работы стал проект правительственного постановления, копией которого располагают \"Ведомости\".
Согласно документу, устанавливать скидки будет уже не само МПС, а тарифная комиссия вице-премьера Виктора Христенко (ее функции потом отойдут Единому тарифному органу). Правда, по мнению представителей экспедиторских компаний, комиссия все равно будет вынуждена пользоваться данными МПС - в других ведомствах информация о состоянии дел на железнодорожном рынке отсутствует. При этом критерии предоставления скидок в проекте весьма расплывчаты.
По проекту постановления основания для предоставления льгот могут быть следующими:
применение прогрессивных технологий перевозок и новых типов подвижного состава, способствующих сокращению расходов и потерь грузов, механизации погрузочно-разгрузочных работ;
выполнение перевозок грузов с отступлением от нормативных сроков доставки;
обеспечение рациональной конкуренции и взаимодействия видов транспорта;
изменение конъюнктуры на рынках товаров и услуг;
применение особых условий расчетов за перевозки;
учет сезонных условий перевозок.
По мнению замдиректора Ассоциации экспедиторов Сергея Лопарева, МПС опять проталкивает механизм, создающий привилегированные условия для отдельных компаний. Причем рассчитывать скидки будут специалисты МПС, а \"ответственность перекладывается на МАП и комиссию Христенко\", отмечает он. \"Что такое, например, \"применение прогрессивных технологий перевозок\"? - вторит ему представитель Ассоциации собственников подвижного состава. Это остается на усмотрение МПС. Может, какой-то экспедитор покрасит вагон в зеленый цвет и приделает к нему лесенку. А МПС объяснит далеким от железной дороги чиновникам, что имеет место прогрессивная технология, и запросит спецставку\".
Тем не менее проект постановления завизирован ярыми противниками персональных скидок МПС С замминистра по антимонопольной политике Анатолием Голомолзиным и его коллегой из Минэкономразвития Андреем Шароновым. \"Никакого противоречия тут нет, - объяснил \"Ведомостям\" позицию своего ведомства глава департамента МАПа Юрий Сентюрин. - Это не персонифицированные скидки для отдельных компаний, против которых мы выступали, а общие правила их предоставления, разработать которые нам поручено правительством\". По словам Сентюрина, исключительные тарифы нужны для стабильности транспортной составляющей в цене груза - тариф должен зависеть от конъюнктуры рынка.
Игорь Бодягин из департамента цен Минэкономразвития говорит, что, если мировая конъюнктура будет особо благоприятствовать тому или иному сектору, новая система позволит повысить для него тарифы. То есть речь пойдет не только о скидках, но и о надбавках. Спецставки, по словам Бодягина, будут предоставляться на основе четких тарифных таблиц - по аналогии со шкалой экспортных пошлин на нефть. Интересно, впрочем, что разработка таблиц, которые, по мнению Бодягина, повысят прозрачность МПС, поручена институту этого министерства - ВНИИЖТ.
Помимо стабильности транспортной составляющей в ценах, говорит Сентюрин из МАПа, новая система должна поощрять повышение качества перевозок (улучшенные вагоны, быстрая доставка, постоянные маршруты). Правда, собеседник \"Ведомостей\" из Ассоциации собственников подвижного состава считает, что с поощрением качества вполне справилась бы рыночная конкуренция, которую незачем заменять устанавливаемыми \"сверху\" скидками.
Источник: Ведомости
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью