Урожай зерновых в этом году, по официальным прогнозам, превысит 75 млн т против 65,4 млн т в 2000 г. На сегодня уже намолочено порядка 55 млн т зерна. Потребность России в зерне составляет 74 млн т, переходящие запасы с прошлого года достигают 8 млн т. Таким образом, у страны появляется возможность для активного экспорта. К тому же цены на внутреннем рынке крайне низки (по данным ИКАР, сегодня продовольственная пшеница стоит 2800 руб. /т, а фуражная - 1900 руб. /т). Так что экспортировать зерно выгодно.
Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев на днях заявил, что в этом году Россия сможет экспортировать зерна на $500 млн. Но зерновые трейдеры утверждают, что эту цифру нужно делить как минимум на два. То есть экспорт составит не больше 2,5 млн т зерна, а не 4 - 5 млн, как следует из прогноза Гордеева.
Традиционно Россия экспортирует зерно на Ближний Восток, и в основном морскими путями. Из оставшихся в России после распада СССР портов только Новороссийский способен обрабатывать значительное количество зерна - до 70 000 т в месяц. Еще зерно отгружают из Ейска и Ростова - по 50 000 т в месяц, из Таганрога (40 000 т) , Азова (30 000 т) и Волгодонска (15 000 т). Из всех портов на Волге в месяц вывозится порядка 20 000 т зерна. Но в ноябре все речные порты закрываются.
Через крупные прибалтийские и украинские порты экспортировать зерно накладно. Например, по расчетам компании \"Русагро\", если кубанское зерно отправлять через Новороссийск, к стоимости тонны прибавляется 80 - 100 руб. ; если же везти его из Краснодара в Прибалтику, накрутка составит $23 - 25. Даже при низких ценах на внутреннем рынке экспортировать становится невыгодно.
Гендиректор компании \"Зерновые системы\" Юрий Войчишин говорит, что, если Россия собирается постоянно экспортировать зерно, нужно построить в местных портах большие элеваторы. Сейчас на элеваторе в Новороссийске можно хранить лишь 90 000 т зерна, а в эстонском порту Мууга, например, - 300 000 т. Построить такой элеватор стоит $2,5 млн.
Но одними элеваторами проблему не решить. По мнению гендиректора \"Русагро\" Вадима Мошковича, дело скорее в недостатке современных портовых терминалов. \"В стране должно быть порядка четырех таких портов, как Новороссийск, - говорит он, - но это имеет смысл только при дальнейшем выводе сельского хозяйства из кризиса\".
Здесь аграриям должны поспособствовать не только власти и \"невидимая рука рынка\", но и Господь Бог. Россия - страна рискованного земледелия, и при скудном удобрении почвы на урожайность сильно влияет природный фактор. Поэтому за урожайным годом у нас обычно следуют три неурожайных. Так что в следующем году экспорт зерновых вряд ли будет возможен.
Александр Элларян, генеральный директор группы компаний \"Дело\" - экспедитора и совладельца Новороссийского порта, рассказывает, что в Новороссийском порту первоначально планировалось построить зерновой комплекс мощностью более 300 000 т, но уже в ходе строительства причалов от этой идеи пришлось отказаться - даже существующий элеватор не был полностью загружен.
Получается, что большой урожай в нынешнем году - не повод строить новые элеваторы и портовые терминалы. Единственное, что может придумать правительство в помощь потенциальным экспортерам зерна, - государственные субсидии. По словам заместителя министра сельского хозяйства Сергея Данкверта, эта идея сейчас рассматривается в министерстве. Но бюджет-2002 никаких субсидий не предусматривает. Так что цены на зерно на внутреннем рынке скорее всего обречены идти вниз.