26 декабря 2025 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
МПС жонглирует НДС помогая крупным экспедиторам
30.08.01


МПС пользуется налоговым законодательством, чтобы заставить грузополучателей экспортно-импортных грузов рассчитываться через свое унитарное предприятие \"Желдоррасчет\". Министерство вынуждает все компании, не имеющие специального договора с этим ГУПом, платить НДС, а затем дожидаться его возврата. Экспедиторы считают, что так МПС хочет отсечь мелкие компании от доходного рынка международных перевозок.
Согласно второй части Налогового кодекса с 1 января 2001 г. услуги экспортно-импортных и транзитных грузоперевозок должны облагаться НДС по нулевой ставке. Но МПС трактует кодекс по-своему и освобождает от уплаты НДС только тех грузополучателей, которые рассчитываются с ним через ГУП \"Желдоррасчет\" - специализированный расчетный центр министерства в Москве. Прочие компании, работающие с импортными грузами, обязаны платить 20% -ный НДС (это в общей сложности около $8 млн в месяц) местной железной дороге. Впоследствии дорога должна возместить им этот платеж.
До недавнего времени в аналогичной ситуации были и экспортеры. Как следует из телеграммы МПС, в период с апреля по май министерство взимало НДС со всех экспортных грузов, следующих через российские порты. С мая по конец июня НДС платили только компании, не имеющие договора с \"Желдоррасчетом\", и только с июля от уплаты НДС освобождены все грузополучатели. Экспедиторские компании оценивают сумму переначисленного НДС в $80 млн.
Чтобы платить через \"Желдоррасчет\", грузополучатель обязан заключить договор с центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) МПС. Для этого ему нужно гарантировать определенный объем перевозок и вносить предоплату. Как отмечает замдиректора Ассоциации экспедиторов Сергей Лопарев, такие договоры есть примерно у 90 экспедиторов из нескольких сотен компаний. А 30 особо дорогих МПС компаний получили в этом году статус операторов, что накладывает на них обязательства по покупке подвижного состава и сулит скидки с тарифа.
Лопарев утверждает, что схема МПС фактически отсекает от доходного рынка международных перевозок несколько сотен региональных экспедиторов. Его объем оценивается в $400 млн в месяц, и, по оценке Лопарева, две трети уже контролируют экспедиторы, имеющие договоры с министерством. Оставшиеся $150 млн, проходящие через региональных экспедиторов и расчетные центры дорог, министерство, по мнению Лопарева, перетягивает на себя, манипулируя НДС.
Коммерческий директор крупной экспедиторской компании \"Северстальтранс\" Никита Мишин считает линию министерства естественной. Он отмечает, что при централизованных расчетах действует соглашение МПС с МНС и Минфином, облегчающее грузовладельцам процедуру доказательства экспортно-импортного характера перевозки.
А вот представитель небольшой компании \"СУАЛ-транспорт\" Всеволод Ковшов уверен, что МПС пользуется нерыночными методами. По его словам, теперь у его компании есть два пути - либо терять время и деньги, либо поделиться частью бизнеса с крупными экспедиторами.
Источник \"Ведомостей\" в МНС заявил, что МПС самостоятельно трактует Налоговый кодекс, не советуясь ни с налоговиками, ни с Минфином. \"В кодексе не прописана процедура начисления НДС и его возврата, там говорится только о нулевой ставке. А те документы, которые требует МПС с грузополучателя при оплате \"на дороге\", - копия контракта, выписка банка об оплате, железнодорожная накладная и грузовая таможенная декларация - вообще нигде не упоминаются\", - говорит он.
Сотрудник МПС, пожелавший остаться неназванным, заявил \"Ведомостям\", что главная задача министерства - не централизация финансовых потоков, а урегулирование вопросов, неясно прописанных в кодексе. По его словам, осенью МПС намерено согласовать принципы взимания \"железнодорожного\" НДС с налоговиками и закрепить их в виде отдельного нормативного акта через Госдуму.

Илья Хренников
Ведомости
30 августа 2001
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: