26 декабря 2025 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Как превратить радиацию в дойную корову. Ставка на животноводство в районах с радиоактивным загрязнением почв решит проблему их реабилитации
03.12.01


Рекордный урожай зерновых в России летом 2001 года придал новый импульс обсуждению перспектив агропромышленного сектора страны. Специалисты отмечают: в последние полтора года на село вдруг пошел крупный капитал. При этом для организации доходного бизнеса целесообразно выстраивание вертикально интегрированных структур по схеме "от поля до прилавка". Аксиома: для эффективной работы на селе необходимы благоприятный климат, плодородие почв, близость расположения угодий к основным рынкам сбыта и развитость инфраструктуры. Если дружные прогнозы относительно грядущего бума на селе оправдаются, через год-два мы станем свидетелями дележа наиболее ценных сельскохозяйственных угодий. Перспективы бурного подъема сельского хозяйства в свете планов идущего на село бизнеса выглядели бы совсем радужно, если бы не большая ложка дегтя - радиоактивное загрязнение почв (РЗП).

В декабре 1992 года площадь РЗП в России оценивалась в 48,1 тыс. кв. км и охватывала 17 областей. Сейчас загрязненные почвы составляют 60 тыс. кв. км, причем в исконно земледельческих районах: в Калужской области - 12%, в Рязанской - 13%, в Брянской - 18%, в Орловской - 37%, в Тульской - 40%. То, что с течением времени площади распространения РЗП увеличиваются, напрямую связано с неэффективной стратегией реабилитации территорий с РЗП, которая реализуется в России еще со времен СССР.

В чем суть проблемы? Определяющий фактор - наличие в РЗП цезия-137, который проникает в почву на глубину до 30 см, заражая весь слой, в котором располагаются корни луговых и полевых растений. Растительность в силу биологических особенностей в большей или меньшей мере извлекает (экстрагирует) радионуклиды из почв и накапливает их в тканях. Использование таких растений для корма скота, для производства продуктов питания или непосредственно в пищу приводит к увеличению дозовой нагрузки на организм вследствие внутреннего облучения.

Стратегия реабилитации территорий с РЗП до сих пор предполагала уменьшение выноса радионуклидов из почв путем специальной организации растениеводства и полеводства, за счет внесения органических и минеральных удобрений, которые стабилизируют радионуклиды в почве и уменьшают вероятность их выноса в тело растения. Однако эта стратегия исчерпала себя. На российской научно-практической конференции "Проблемы ведения агропромышленного производства на радиоактивно загрязненных землях в отдаленный после чернобыльской катастрофы период" (1999) отмечено, что эффективность проводимых мероприятий подошла к пределу и они уже не способствуют уменьшению величины дозовой нагрузки на человека. Стратегия по сути привела к консервации радионуклидов в почве и отодвинула сроки радикальной очистки РЗП на неопределенное будущее.

Государству бесполезно надеяться на то, что проблема рассосется сама собой. Со временем плотность радиоактивного загрязнения территорий действительно уменьшается, это происходит за счет распада радионуклидов и их распространения на большую площадь вследствие хозяйственной деятельности человека, миграции по биологическим цепочкам.

Однако надо учитывать, что уровни активности радионуклидов не снизятся до приемлемых значений в течение жизни даже двух-трех поколений. Часто можно услышать утверждение: период полураспада цезия-137 всего 30 лет, после этого проблема РЗП исчезнет естественным образом. Между тем понятие "период полураспада" указывает только на время, за которое распадается половина способных к распаду ядер. Следующая половина будет распадаться следующие 30 лет и так далее.

Неблизкая перспектива "самоочищения" подтверждается сохраняющимся Восточно-Уральским радиоактивным следом (ВУРС). След возник в результате аварий 1952 и 1957 годов на комбинате "Маяк" (Челябинская область) и до сих пор имеет участки (район деревни Муслюмово и город Кыштым) с уровнем загрязнения более 40 Кюри на кв. километр. Последствия этой экологической катастрофы свидетельствуют: говорить о радикальной реабилитации РЗП без экстракции из них радионуклидов бесполезно. А такие работы в России сейчас даже не планируются.

В конце 90-х годов американская компания Phytotech Inc. выходила к правительствам Белоруссии, России и Украины с предложением экстракции радионуклидов из РЗП посредством запатентованного метода фитоэкстракции - набора мероприятий, связанных с селекцией определенных видов растений, с особенностями их агрокультуры. Опыт компании позволяет ей утверждать, что при съеме 300 тонн фитомассы с одного гектара РЗП все радионуклиды из почвы перейдут в тело растений. Компания, обосновывая преимущества технологии, сравнивала ее с экскавацией: выходило и лучше, и дешевле. Предложениями Phytotech Inc., однако, не воспользовались.

Сейчас Россия может самостоятельно провести радикальную реабилитацию РЗП. Более того - получать при этом экологически чистые продукты животноводства от скота, употреблявшего в пищу радиоактивно загрязненный корм. Специалисты Уральского научно-исследовательского химического института разработали ветеринарные препараты (энтеросорбенты), которые не позволяют радионуклидам попадать из корма в ткани организма животного, связывают находящиеся в пищеварительном соке загрязнители и выводят их наружу вместе с навозом. Использование энтеросорбентов в 1989 году легло в основу работы Брянского ветеринарно-радиологического центра. К 2000 году центр реабилитировал таким образом более 70 тыс. голов крупного рогатого скота.

Осталось сделать один шаг к началу радикальной реабилитации РЗП - ввести барьерную экстракцию радионуклидов. Этот способ экстракции выгодно отличается от названных: зараженные земли из сельхозоборота не изымаются, на них практикуется кормовое растениеводство. В итоге метод имеет наименьшую из предлагаемых стоимость: так, для очистки РЗП на площади в 3 тыс. кв. км понадобится 2,6 млрд долларов и 30 лет. Это огромная сумма, но она подъемна для правительства России.

Магическая цифра в 20 млрд долларов ожидаемого дохода открыла в этом году законодательные ворота для ввоза в страну и переработки отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Правда, ворота открылись на определенных условиях: часть вырученных средств должна направляться на работы, предусмотренные законом "О социальных экологических программах реабилитации радиоактивно загрязненных участков территорий". Барьерная экстракция может стать одной из таких программ. Ежегодные затраты на нее оцениваются в 84 млн долларов. При этом, если стадо крупного рогатого скота будет насчитывать 1,5 млн голов и в год давать по 390 тыс. тонн мяса в живом весе закупочной стоимостью 468 млн долларов, ежегодные затраты на программу не превысят 25% от суммы доходов от животноводства. Таким образом, экономических оснований для отказа от реализации программы не существует: при других методах очистки РЗП доходов вообще не бывает. Расходы на реализацию программы справедливо было бы поделить между Минатомом и федеральным правительством.

Есть у такого решения проблемы и другой аспект, выходящий за рамки реабилитации земель. Россия до сих пор импортирует мясопродукты. По данным Института аграрного маркетинга, в этом году она ввезла 281 тыс. тонн мяса, а к 2002-му импорт достигнет 400 тыс. тонн. Между тем министерство сельского хозяйства США прогнозирует, что к 2030 году мировой дефицит производства мяса составит 40 млн тонн. При этом то же министерство отмечает, что в мире сохранилось два региона, имеющих потенциал для роста производства мяса, и один из них - Россия. Таким образом, логика внутреннего развития России и внешние обстоятельства подводят к реальному решению проблем РЗП.

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: