Российским компаниям вице-премьер пообещал кредитование через Россельхозбанк, совместное участие в развитии инфраструктуры (строительстве новых портов) и пониженные тарифы от МПС. Кроме того, Алексей Гордеев попытается убедить МНС быстрее возвращать экспортерам НДС. "При нынешней ситуации нет мотивации активно торговать зерном. НДС возвращают через полгода, а это 10% замороженных средств", - считает министр. Еще по $1 с тонны теряют экспортеры из-за необходимости оформлять по два сертификата качества - от Росхлебоинспекции (бумага внутреннего пользования и не признается за рубежом) и тот, по которому зерно примут за границей.
В программе, по мнению Алексея Гордеева, могут принять участие 5-7 крупных российских компаний, но даже они по сравнению со своими международными конкурентами являются карликами. Впрочем, не все участники совещания поддержали идею преференций для избранных. "Выделить крупнейших невозможно, потому что на рынке происходит естественный отбор", - считает генеральный директор компании "Русагро" Вадим Мошкович. С другой стороны, все без исключения зерновые компании хотят помощи от государства. "Ситуация в сельском хозяйстве хуже некуда, и что ни сделаешь, все будет лучше, - говорит президент компании "Росхлебопродукт" Дмитрий Ушаков. - У вице-премьера очень хороший ресурс: он "вырастил" рекордный урожай и к его мнению в правительстве прислушиваются. Если объединить административный ресурс и финансовые, а также творческие возможности компаний, то все получится".
Как объяснил "Известиям" генеральный директор компании "Разгуляй-Зерно" Алексей Иванов, здесь дело не в увеличении экспорта, а в принципе. Государство показало свою заинтересованность, и рынок на это отреагирует. До этого экспортеры сталкивались только с явным противодействием чиновников. Они считали, что у экспортеров одна задача - вернуть НДС. "Если раньше мы НДС не учитывали в рентабельности, то сейчас это становится реальным. А это значит: к 3-5% можно смело добавлять 10% НДС", - признается Алексей Иванов.
Впрочем, ожидать быстрой помощи от государства рано. Дмитрий Ушаков считает, что МПС не согласится на эксклюзивные тарифы, и согласен "лишь" на своевременную поставку вагонов и на то, чтобы МПС проложило дополнительные пути к портам. Что касается строительства новых портов, то здесь оценки необходимого финансирования разнятся в разы. Генеральный директор "Новороссийского комбината хлебопродуктов" Иван Путилин считает, что строительство одного портового элеватора на 60-70 тыс. тонн обойдется в $5 млн, во столько же - модернизация порта.
Аналитики "Русагро" подсчитали, что для увеличения экспорта зерна до 10 млн тонн понадобится инвестировать в строительство портов не менее $100 млн. Между тем "Росхлебопродукт", по словам Дмитрия Ушакова, уже строит собственный порт в Санкт-Петербурге и планирует в Новороссийске. Хотя его компания не отказалась бы сейчас и от государственной помощи.
Источник: Известия