19.02.02
Государственный таможенный комитет вот уже второй год борется с "серым" импортом. Указывая в таможенных документах более низкую стоимость закупки товара за рубежом, "серые" импортеры уходят от части таможенных платежей. Таможенники не теряют надежды побороть это зло. Однако оно сдаваться просто так не хочет. Корреспондент "Известий" решил побывать "по ту сторону линии фронта", посмотреть на "врага" изнутри. Имени нашего собеседника - "серого брокера" - мы по понятным причинам не называем. В прошлом - научный сотрудник, о своей работе он рассказывает спокойно. "Таможня - это всегда премьера", - философски подметил он в начале разговора.
Мы надеемся, что откровения "серого брокера" сослужат ГТК хорошую службу и помогут в правильном направлении скорректировать направление удара.
"Черным" импортом я не занимаюсь. Это когда одни товары ввозятся под кодом других. Например, если бы я пришел к ребятам на таможне и стал договариваться провезти фуру мебели. А они бы ответили: "Нет проблем, давай назовем это предметами интерьера, антуража квартиры, нигде никаких кодов писать не будем, привезем на склад и быстренько увезем". Я занимаюсь "серым" импортом. Пытаюсь по мере возможности заплатить меньше, не меняя при этом кода товара. Таможня в целом со мной "борется", но я считаю, что в этой борьбе они вместе с водой уже давно выплеснули ребенка.
Вот, к примеру, существует приказ о разграничении компетенции таможенных органов. Если у меня в декларации написано, что телевизоры, которые я везу, стоят по 300 долларов, таможенник имеет право принять эту стоимость, взять с нее все причитающиеся платежи и поставить штампик. А уж если ниже 300, он обязан написать направление в вышестоящую таможню. Там изучают документы и делают выводы - за что мне такая скидка, к примеру, от поставщика и имею ли я право их ввезти.
Если же я везу телевизоры по 100 долларов, то они должны написать такое же направление в Центральное таможенное управление. Оно рассмотрит эти бумажки и при благоприятном исходе подпишет мне разрешение на ввоз. А если указана цена 50 долларов, то этот вопрос решается в ГТК. В такой ситуации большие и умные люди из крупных компаний заключают контракт на 15 млн долларов, несут его в ГТК и каким-то особым образом получают разрешение на работу с низкими ценами.
Набор бумаг, который должен обосновать стоимость, непредсказуем и неописуем. Поэтому борьба с занижением цены снижает доходы какой-то части импортеров, а кто-то из "крупняка" сильно выигрывает. Приказов издано море. Некоторые из них датированы бог знает какими годами, и во всем этом надо ориентироваться. Если еще какое-то время назад надо было знать сто бумаг, то теперь, условно говоря, тысячу. И даже сам таможенник зачастую не может ориентироваться в этом море указаний. В глубине души я отделяю таможню от ГТК, потому что это совершенно разные организации. Очень часто возникает ситуация, когда толкование инструкций может быть двояким. И обычно "быстрое решение" проблемы стоит 20-50 долларов. Тогда таможенник рассматривает возникшую проблему с твоей точки зрения и в твою пользу.
Сейчас есть мысль о том, чтобы сделать специализированные таможни. Чтобы цветы везти через одну, макароны - через другую, машины - через третью, и так далее. Здесь я даже не решаюсь дать оценку. Первый пример "разумности" этой идеи - пост "Автомобильный", на котором цена растаможки машин в полтора раза выше, чем была раньше. А никуда не денешься. За то, что тебе больше некуда идти, нужно платить больше или государству, или в карман. И если год назад Москва принимала 70% автомобилей, то теперь в Москве гайки закручены гораздо больше, чем в других городах, и, понятно, что сюда перестанут везти свой товар. В последнее время в связи с введением НДС на отдельные товары из стран СНГ дешевле отправить груз из Узбекистана в Беларусь, растаможить там и привезти сюда. Затраты на поездку туда - около 500-1000 долларов, и они окупаются.
Сейчас я с таможенниками уже сжился, я у них, с одной стороны, как в заложниках, а с другой - я им почти родной. По таможенному полю можно двигаться в разные стороны, оставаясь в рамках закона. Я работаю на "зеленом свете" - это максимально быстрое оформление грузов, потому что я инспектору от себя плачу. Я прихожу: "Ребята, здравствуйте, у меня такой-то груз, с ним такие-то стандартные проблемы, мне их надо решить". При этом сумма "пошлины" с транспортного средства оговорена. К примеру, 150 долларов. А проблемы у меня возникают не из-за того, что я пытаюсь обмануть государство, а из-за того, что я хочу сократить время оформления и не платить там, где платить совсем не надо. Мы раз и навсегда договорились, что я им выражаю свое чувство благодарности, а они работают со мной максимально быстро. Они подсказывают, как я должен поступить в той или иной ситуации, а не сидят сложа руки. И честно говоря, если ты такой умный, что не хочешь платить за помощь, будь до конца умным: узнай сам все телетайпограммы и положи им на стол.
В какой-то момент до меня дошло, что нужно относиться друг к другу как к людям. Это старая история. Однажды я сидел у знакомого таможенника и оформлял документы. В то время, как он ставил мне штампик, у него зазвонил телефон. Оказалось - школьный товарищ. Они обсудили общих знакомых, потом перешли к делу, и выяснилось, что друг занялся импортом. Таможенник ему говорит: "У тебя машина приехала? Если хочешь, растаможим. Мы до шести работаем, приедешь позже - позже растаможим. И в полседьмого - растаможу, не переживай". А потом добавил: "Слушай, извини, у нас с двенадцати до часу обед, в это время не приезжай". Наверное, это время его товарища не устроило, и в ответ на просьбу таможенник раздраженно ответил: "Это у тебя машина. А у меня каждый день - машины, машины, машины... Поэтому у меня до часу - обед!" Тут-то до меня дошло, что каждый бегающий со своей декларацией человек считает, что у него пожар. А здесь надо понять, что твой "пожар" у таможенника каждые 15 минут, и все встанет на свои места.
Мы надеемся, что откровения "серого брокера" сослужат ГТК хорошую службу и помогут в правильном направлении скорректировать направление удара.
"Черным" импортом я не занимаюсь. Это когда одни товары ввозятся под кодом других. Например, если бы я пришел к ребятам на таможне и стал договариваться провезти фуру мебели. А они бы ответили: "Нет проблем, давай назовем это предметами интерьера, антуража квартиры, нигде никаких кодов писать не будем, привезем на склад и быстренько увезем". Я занимаюсь "серым" импортом. Пытаюсь по мере возможности заплатить меньше, не меняя при этом кода товара. Таможня в целом со мной "борется", но я считаю, что в этой борьбе они вместе с водой уже давно выплеснули ребенка.
Вот, к примеру, существует приказ о разграничении компетенции таможенных органов. Если у меня в декларации написано, что телевизоры, которые я везу, стоят по 300 долларов, таможенник имеет право принять эту стоимость, взять с нее все причитающиеся платежи и поставить штампик. А уж если ниже 300, он обязан написать направление в вышестоящую таможню. Там изучают документы и делают выводы - за что мне такая скидка, к примеру, от поставщика и имею ли я право их ввезти.
Если же я везу телевизоры по 100 долларов, то они должны написать такое же направление в Центральное таможенное управление. Оно рассмотрит эти бумажки и при благоприятном исходе подпишет мне разрешение на ввоз. А если указана цена 50 долларов, то этот вопрос решается в ГТК. В такой ситуации большие и умные люди из крупных компаний заключают контракт на 15 млн долларов, несут его в ГТК и каким-то особым образом получают разрешение на работу с низкими ценами.
Набор бумаг, который должен обосновать стоимость, непредсказуем и неописуем. Поэтому борьба с занижением цены снижает доходы какой-то части импортеров, а кто-то из "крупняка" сильно выигрывает. Приказов издано море. Некоторые из них датированы бог знает какими годами, и во всем этом надо ориентироваться. Если еще какое-то время назад надо было знать сто бумаг, то теперь, условно говоря, тысячу. И даже сам таможенник зачастую не может ориентироваться в этом море указаний. В глубине души я отделяю таможню от ГТК, потому что это совершенно разные организации. Очень часто возникает ситуация, когда толкование инструкций может быть двояким. И обычно "быстрое решение" проблемы стоит 20-50 долларов. Тогда таможенник рассматривает возникшую проблему с твоей точки зрения и в твою пользу.
Сейчас есть мысль о том, чтобы сделать специализированные таможни. Чтобы цветы везти через одну, макароны - через другую, машины - через третью, и так далее. Здесь я даже не решаюсь дать оценку. Первый пример "разумности" этой идеи - пост "Автомобильный", на котором цена растаможки машин в полтора раза выше, чем была раньше. А никуда не денешься. За то, что тебе больше некуда идти, нужно платить больше или государству, или в карман. И если год назад Москва принимала 70% автомобилей, то теперь в Москве гайки закручены гораздо больше, чем в других городах, и, понятно, что сюда перестанут везти свой товар. В последнее время в связи с введением НДС на отдельные товары из стран СНГ дешевле отправить груз из Узбекистана в Беларусь, растаможить там и привезти сюда. Затраты на поездку туда - около 500-1000 долларов, и они окупаются.
Сейчас я с таможенниками уже сжился, я у них, с одной стороны, как в заложниках, а с другой - я им почти родной. По таможенному полю можно двигаться в разные стороны, оставаясь в рамках закона. Я работаю на "зеленом свете" - это максимально быстрое оформление грузов, потому что я инспектору от себя плачу. Я прихожу: "Ребята, здравствуйте, у меня такой-то груз, с ним такие-то стандартные проблемы, мне их надо решить". При этом сумма "пошлины" с транспортного средства оговорена. К примеру, 150 долларов. А проблемы у меня возникают не из-за того, что я пытаюсь обмануть государство, а из-за того, что я хочу сократить время оформления и не платить там, где платить совсем не надо. Мы раз и навсегда договорились, что я им выражаю свое чувство благодарности, а они работают со мной максимально быстро. Они подсказывают, как я должен поступить в той или иной ситуации, а не сидят сложа руки. И честно говоря, если ты такой умный, что не хочешь платить за помощь, будь до конца умным: узнай сам все телетайпограммы и положи им на стол.
В какой-то момент до меня дошло, что нужно относиться друг к другу как к людям. Это старая история. Однажды я сидел у знакомого таможенника и оформлял документы. В то время, как он ставил мне штампик, у него зазвонил телефон. Оказалось - школьный товарищ. Они обсудили общих знакомых, потом перешли к делу, и выяснилось, что друг занялся импортом. Таможенник ему говорит: "У тебя машина приехала? Если хочешь, растаможим. Мы до шести работаем, приедешь позже - позже растаможим. И в полседьмого - растаможу, не переживай". А потом добавил: "Слушай, извини, у нас с двенадцати до часу обед, в это время не приезжай". Наверное, это время его товарища не устроило, и в ответ на просьбу таможенник раздраженно ответил: "Это у тебя машина. А у меня каждый день - машины, машины, машины... Поэтому у меня до часу - обед!" Тут-то до меня дошло, что каждый бегающий со своей декларацией человек считает, что у него пожар. А здесь надо понять, что твой "пожар" у таможенника каждые 15 минут, и все встанет на свои места.
Газета "Известия"
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью