21.03.02
От предстоящего визита в Астрахань накануне навигации на Волго-Каспии двух министров: транспорта РФ С. Франка и путей сообщения РФ Г. Фадеева во многом зависит, сумеет ли Астраханский водно-транспортный узел “переключить на себя” значительную часть ожидаемых грузопотоков коридора “Север-Юг”. Развитие портовых пунктов Астраханской области и их погранично-таможенное обустройство областные власти считают приоритетной задачей, особенно после визита в Астрахань премьера М. Касьянова в апреле 2001 года. И в этом направлении кое-что уже сделано, считает первый зам. начальника областного департамента промышленности, транспорта, связи, науки и технологий Владимир ХУДЯКОВ.
- Во-первых, наконец-то Госдума и Совет Федерации РФ ратифицировали соглашение о международном транспортном коридоре “Север-Юг”. Во-вторых, правительством принято решение о выравнивании тарифов на экспортные грузы. Государственный таможенный комитет совместно с Минтрансом подготовил ряд приказов, упрощающих таможенные формальности. На местном уровне разработана и одобрена астраханским губернатором А. Гужвиным технологическая схема пропуска судов, физических лиц, транспортных средств и грузов через государственную границу в АО “Астраханский порт”, ГП “Астраханский морской рыбный порт”, ООО “Стрелецкое-Терминал”, ГУП “Морской торговый порт Оля”.
- Когда же порт Оля будет “подключен” к российским железным дорогам и станет, наконец, полноценным предприятиям?
- 27 февраля на коллегии Минтранса РФ губернатора, доказавшего необходимость строительства ветки Яндыки – Оля, поддержал глава МПС Г. Фадеев. По расчетам “Мосгипротранса”, срок простой окупаемости инвестиций составляет около пяти лет, дисконтированной – шесть.
Вероятнее всего, строиться железная дорога будет на конкурсной основе после ввода в эксплуатацию ветки ст. Трусово – нефтебаза “Ильинка” в конце текущего года.
- Какие позитивные сдвиги произошли в консолидированном порту Астраханской области для наращивания объемов переработки грузов, привлечения иностранных клиентов?
- В порту Оля строится контейнерный терминал, приобретается погрузочная техника. Обустраиваются складские территории, бывшее здание общежития переоборудовано для приема иностранных пассажиров, проводится дноуглубление портовой акватории. Разработана генеральная схема этого грузового района мощностью до 4 млн. тонн грузов в год. Внедрена автоматизированная система учета грузов и управления предприятием.
В АО “Астраханский порт” переоборудованы склады временного хранения грузов, отремонтированы подкрановые пути, смонтирован уникальный пневмоперегрузчик зерна по прямому варианту “вагон-борт судна” мощностью до 1000 тонн в сутки.
В ООО “Альфа-порт” построена контейнерная площадка, 50 м подкрановых путей, приобретены два крана и маневровый тепловоз. В АО “Мостоотряд” приобретены шесть кранов.
В грузовой компании “Армада” модернизированы четыре погрузчика, что увеличило переработку пакетированных грузов. Отремонтировано более 1,5 км подъездных путей.
В ООО “Белуга-Терминал” приобретен 20-тонный портальный кран.
- Тем не менее астраханский водно-транспортный узел остается недостаточно привлекательным для участников международного коридора “Север-Юг” из-за низкого уровня оснащения и работы портов, их малой пропускной способности.
- Несмотря на это, в прошлом году в рамках коридора переработаны 2539,5 тыс. тонн генеральных грузов, перевезены 3829 контейнеров – это соответственно – на 22 и 19 процентов больше, чем в 2000 году. Создано с долевым участием областного фонда госимущества “Астраханское пароходство”, получило очередное новое судно Северо-Каспийское морское пароходство. К сожалению, и об этом приходится говорить снова и снова, до сих пор нет четкой координации действий портовиков, экспедиторов, перевозчиков и органов исполнительной власти всех уровней. Результат известный: очень сложный порядок оформления грузов, удорожание стоимости их перевозок вызывают адекватную реакцию зарубежных партнеров, если иметь в виду привлечение грузопотоков и инвестиций в астраханский водно-транспортный узел.
- В прошлом году в Астрахани состоялось межрегиональное совещание по развитию транспортного коридора “Север-Юг”. Неужели так и не удалось достичь, как сейчас говорят, консенсуса в принципиальных вопросах?
- Как известно, все международные перевозки начинаются с пунктов пропуска судов через госграницу. Таких пунктов у нас несколько, и по ряду объективных причин – нехватка финансовых средств, штатных сотрудников и т.д. – они не соответствуют международным стандартам. Кроме того, часть судов, загружаемых на других, необустроенных причалах, оформляется на речном рейде. Что получается? Пограничники настаивают на переоборудовании пропускных пунктов “по всем правилам”, для чего нужны значительные средства. Портовики же не видят в этом никакого экономического интереса, поскольку прием иностранных судов не окупает затрат.
- Но пограничники считают, что оформление судов на рейде – это нарушение закона, и требуют открытия дополнительных пропускных пунктов.
- Действительно, с одной стороны это экономически поддержало бы обустроенные причалы, а с другой – могут остаться без работы все другие, что недопустимо по причине и без того низкой пропускной способности консолидированного порта.
- Выходит, куда ни кинь – всюду клин. Но не оставаться же и дальше на задворках “коридора”. Рано или поздно обустраивать его все равно придется и деньги искать для этого – тоже.
- Прежде всего нужна четкая оценка налоговиками внешнеторговой деятельности участников водно-транспортного узла: не секрет, что пробелы в этом направлении еще имеются. Кроме того, самим портовикам необходимо определиться по структуре и составу пункта пропуска “Астраханский порт”. Мы должны знать мнение каждого руководителя предприятия. Только после этого можно выйти на Минтранс РФ для дальнейших действий. Как один из вариантов рассматривается возможность создания специализированного причала для пограничного досмотра транзитных судов, обрабатываемых на необустроенных причалах. Что касается порта Оля, то лишь благодаря вмешательству губернатора была создана медведомственная комиссия по приемке контрольно-пропускного пункта. На что, конечно же, потребовались значительные средства из федерального бюджета. До конца года пункт будет полностью обеспечен необходимой техникой, в том числе и приборами радиационного контроля.
Бесспорно, мы идем в нужном направлении. Но, помимо тактических приемов, для расшивки “узких мест” требуется стратегия развития портового комплекса. А это – и техническая реконструкция, и передовая технология работы портовых сооружений, и новый уровень взаимодействия экспедиторов и перевозчиков. Конечная цель – сокращение времени обработки, доставки грузов и их безопасность. Такой проект можно осуществить лишь в рамках специализированного научного учреждения, поэтому предлагаем всем заинтересованным сторонам принять долевое участие в финансировании этого проекта.
- Во-первых, наконец-то Госдума и Совет Федерации РФ ратифицировали соглашение о международном транспортном коридоре “Север-Юг”. Во-вторых, правительством принято решение о выравнивании тарифов на экспортные грузы. Государственный таможенный комитет совместно с Минтрансом подготовил ряд приказов, упрощающих таможенные формальности. На местном уровне разработана и одобрена астраханским губернатором А. Гужвиным технологическая схема пропуска судов, физических лиц, транспортных средств и грузов через государственную границу в АО “Астраханский порт”, ГП “Астраханский морской рыбный порт”, ООО “Стрелецкое-Терминал”, ГУП “Морской торговый порт Оля”.
- Когда же порт Оля будет “подключен” к российским железным дорогам и станет, наконец, полноценным предприятиям?
- 27 февраля на коллегии Минтранса РФ губернатора, доказавшего необходимость строительства ветки Яндыки – Оля, поддержал глава МПС Г. Фадеев. По расчетам “Мосгипротранса”, срок простой окупаемости инвестиций составляет около пяти лет, дисконтированной – шесть.
Вероятнее всего, строиться железная дорога будет на конкурсной основе после ввода в эксплуатацию ветки ст. Трусово – нефтебаза “Ильинка” в конце текущего года.
- Какие позитивные сдвиги произошли в консолидированном порту Астраханской области для наращивания объемов переработки грузов, привлечения иностранных клиентов?
- В порту Оля строится контейнерный терминал, приобретается погрузочная техника. Обустраиваются складские территории, бывшее здание общежития переоборудовано для приема иностранных пассажиров, проводится дноуглубление портовой акватории. Разработана генеральная схема этого грузового района мощностью до 4 млн. тонн грузов в год. Внедрена автоматизированная система учета грузов и управления предприятием.
В АО “Астраханский порт” переоборудованы склады временного хранения грузов, отремонтированы подкрановые пути, смонтирован уникальный пневмоперегрузчик зерна по прямому варианту “вагон-борт судна” мощностью до 1000 тонн в сутки.
В ООО “Альфа-порт” построена контейнерная площадка, 50 м подкрановых путей, приобретены два крана и маневровый тепловоз. В АО “Мостоотряд” приобретены шесть кранов.
В грузовой компании “Армада” модернизированы четыре погрузчика, что увеличило переработку пакетированных грузов. Отремонтировано более 1,5 км подъездных путей.
В ООО “Белуга-Терминал” приобретен 20-тонный портальный кран.
- Тем не менее астраханский водно-транспортный узел остается недостаточно привлекательным для участников международного коридора “Север-Юг” из-за низкого уровня оснащения и работы портов, их малой пропускной способности.
- Несмотря на это, в прошлом году в рамках коридора переработаны 2539,5 тыс. тонн генеральных грузов, перевезены 3829 контейнеров – это соответственно – на 22 и 19 процентов больше, чем в 2000 году. Создано с долевым участием областного фонда госимущества “Астраханское пароходство”, получило очередное новое судно Северо-Каспийское морское пароходство. К сожалению, и об этом приходится говорить снова и снова, до сих пор нет четкой координации действий портовиков, экспедиторов, перевозчиков и органов исполнительной власти всех уровней. Результат известный: очень сложный порядок оформления грузов, удорожание стоимости их перевозок вызывают адекватную реакцию зарубежных партнеров, если иметь в виду привлечение грузопотоков и инвестиций в астраханский водно-транспортный узел.
- В прошлом году в Астрахани состоялось межрегиональное совещание по развитию транспортного коридора “Север-Юг”. Неужели так и не удалось достичь, как сейчас говорят, консенсуса в принципиальных вопросах?
- Как известно, все международные перевозки начинаются с пунктов пропуска судов через госграницу. Таких пунктов у нас несколько, и по ряду объективных причин – нехватка финансовых средств, штатных сотрудников и т.д. – они не соответствуют международным стандартам. Кроме того, часть судов, загружаемых на других, необустроенных причалах, оформляется на речном рейде. Что получается? Пограничники настаивают на переоборудовании пропускных пунктов “по всем правилам”, для чего нужны значительные средства. Портовики же не видят в этом никакого экономического интереса, поскольку прием иностранных судов не окупает затрат.
- Но пограничники считают, что оформление судов на рейде – это нарушение закона, и требуют открытия дополнительных пропускных пунктов.
- Действительно, с одной стороны это экономически поддержало бы обустроенные причалы, а с другой – могут остаться без работы все другие, что недопустимо по причине и без того низкой пропускной способности консолидированного порта.
- Выходит, куда ни кинь – всюду клин. Но не оставаться же и дальше на задворках “коридора”. Рано или поздно обустраивать его все равно придется и деньги искать для этого – тоже.
- Прежде всего нужна четкая оценка налоговиками внешнеторговой деятельности участников водно-транспортного узла: не секрет, что пробелы в этом направлении еще имеются. Кроме того, самим портовикам необходимо определиться по структуре и составу пункта пропуска “Астраханский порт”. Мы должны знать мнение каждого руководителя предприятия. Только после этого можно выйти на Минтранс РФ для дальнейших действий. Как один из вариантов рассматривается возможность создания специализированного причала для пограничного досмотра транзитных судов, обрабатываемых на необустроенных причалах. Что касается порта Оля, то лишь благодаря вмешательству губернатора была создана медведомственная комиссия по приемке контрольно-пропускного пункта. На что, конечно же, потребовались значительные средства из федерального бюджета. До конца года пункт будет полностью обеспечен необходимой техникой, в том числе и приборами радиационного контроля.
Бесспорно, мы идем в нужном направлении. Но, помимо тактических приемов, для расшивки “узких мест” требуется стратегия развития портового комплекса. А это – и техническая реконструкция, и передовая технология работы портовых сооружений, и новый уровень взаимодействия экспедиторов и перевозчиков. Конечная цель – сокращение времени обработки, доставки грузов и их безопасность. Такой проект можно осуществить лишь в рамках специализированного научного учреждения, поэтому предлагаем всем заинтересованным сторонам принять долевое участие в финансировании этого проекта.
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью