Вот как видят макаронные изделия, или, как их называют на родине, пасту, сами итальянцы. "Еда для нас святое, а макароны - это наше все, - говорит Джузеппе Стайано, шеф-повар ресторана "Верона". - Любовь к макаронам дети впитывают с молоком матери, сосут сырые макароны вместо пустышки, а как только начинают говорить, первым делом требуют макароны. В Италии существуют культ семьи и культ еды. А макароны - еда, которая сближает семью. Их едят все вместе, за общим столом, и не торопясь обсуждают семейные дела".
Однако история этого национального продукта не всегда была такой радужной. В 1930 году известнейший писатель-футурист Филиппо Томмазо Маринетти выступил с "Манифестом футуристической кухни", в котором призвал итальянцев отказаться от всех макаронных изделий, являющихся "абсурдной итальянской гастрономической религией". "Паста не полезна для итальянцев, - утверждал пламенный трибун, предлагавший скинуть заодно с "корабля современности" всю итальянскую историю, а со стола - ножи, вилки и пасту. - Она полностью враждебна живому духу и страстной, щедрой, интуитивной душе неаполитанцев. И если среди них были герои, вдохновенные художники, внушающие трепет ораторы, блистательные адвокаты, трудолюбивые фермеры, то они состоялись вопреки своей ежедневной порции пасты. Когда они ее едят, у них развивается типичный иронический и сентиментальный скептицизм, который может только ослабить их энтузиазм".
- И помните, - продолжал Маринетти, - что отказ от пасты освободит Италию от закупок дорогого иностранного зерна (в то время Италии не хватало пшеницы твердых сортов, из которой делают макароны), и это будет способствовать развитию итальянского рисоводства.
Но глашатай будущего ошибся, и не один раз. Муссолини не стал запрещать пасту. А наоборот, начал выращивать пшеницу твердых сортов в центральной и северной Италии - до этого она культивировалась в основном на юге Италии. Благодаря этому страна стала полностью обеспечивать себя специальной мукой, необходимой для производства качественной пасты.
Но Маринетти ошибся не только в этом. Прошло несколько лет, и паста оказалась одним из самых полезных продуктов. Сегодня она лежит в основании так называемой "средиземноморской диеты", считающейся самой полезной в мире. Тысячи врачей во всех уголках мира советуют своим пациентам питаться по-средиземноморски, чтобы избежать сердечно-сосудистых заболеваний. Паста, пицца, овощи, зелень, фрукты и дары моря, обильно умащенные оливковым маслом, и являются главными фигурантами такой диеты.
Паста одержала победу и над рисом, который так пропагандировал Маринетти. Он утверждал, что весь крахмал, который мы получаем с пищей, должен поступать именно из риса. Так уж получилось, что углеводы, содержащиеся в рисе, гораздо легче усваиваются организмом и тем самым легче откладываются в виде подкожного жира, а значит, больше способствуют полноте. А вот крахмал, содержащийся в пасте, более стоек перед пищеварительными ферментами и не так легко распадается на молекулы мелких углеводов - сахаров. Благодаря этому макаронные изделия снабжают нас сахарами медленно, а следовательно, они гораздо меньше превращаются в жиры, которые так любят "залечь" на долгое хранение под кожей. Конечно, если вы будете чересчур усердствовать над пастой, она тоже станет превращаться в жир - средством для снижения веса, как представлено в рекламе, макароны никогда не станут.
Полезные свойства пасты не в последнюю очередь связаны с тем, что ее делают только из твердых сортов пшеницы. При помоле ее зерна превращаются не в обычную муку, похожую на пыль, а в мелкие крупинки. В России такую муку называют крупчаткой, а в Италии - semolina и semolato. В этой стране для производства пасты официально разрешено использовать только такую муку, и это закреплено законом № 580 "Правила производства и продажи продуктов, сделанных из зерновых, муки, хлеба и пасты", принятым в 1967 году. К сожалению, подобного законодательства нет в большинстве европейских стран, поставляющих нам макаронные изделия из мягких сортов пшеницы. Впрочем, мы и сами чаще всего выпускаем именно такие макароны, которые в Италии находятся вне закона. Почему? Наши производители утверждают, что в России плохо растет пшеница твердых сортов.
Свежо предание... На рубеже XIX-XX веков самая лучшая и самая популярная твердая пшеница для производства пасты поступала из России. Поскольку ее вывозили через таганрогский порт, ее так и называли "Таганрог". Существовал даже особый сорт Pasta Taganrog. И все это прекратилось в 1917 году по понятной причине. А что случилось потом - вы уже знаете.
Справка "Известий"
Как купить настоящие макароны в России
На отечественных макаронных изделиях информация для потребителя не всегда дружественна. По сути, она зашифрована - написана так, что неискушенному покупателю трудно понять, из какой муки сделаны макароны. Вот "ключи" к этому шифру:
- если вы прочитали на упаковке, что это макароны "группы А", то они сделаны из твердых сортов пшеницы;
- если это макароны "группы Б", то они из мягкой стекловидной пшеницы;
- если написано макароны "группы В", то они из мягкой хлебопекарной пшеницы.
Большая путаница существует и в указании сорта макарон. Вместо этого понятия, к которому потребители привыкли, производители макаронных изделий используют "классовый подход": они делят свою продукцию не по сортам, а по классам. Чтобы не запутаться, имейте в виду, что:
1-й класс - это высший сорт;
2-й класс - первый сорт;
3-й класс - второй сорт.