В понедельник в Брюсселе собрались министры сельского хозяйства 15 стран ЕС, чтобы обсудить будущее европейской аграрной политики, обычно определяемой как CAP (Common Agricultural Policy). На прошлой неделе был опубликован проект предполагаемой реформы этой политики, который уже назвали революционным. Революция - в отказе от преимущественной системы субсидирования крупных хозяйств, действовавшей много десятилетий. При этом "поворот к крестьянскому двору" отражает нежелание Германии продолжать субсидировать крупные аграрные фермы Франции.
Сегодня на сельскохозяйственные субсидии приходится более 40 млрд евро - около половины общего бюджета ЕС. Около 70% аграрного бюджета идет на прямые платежи фермерам, 10% - на развитие инфраструктуры села, а остальные деньги - на так называемые интервенции, то есть обязательства государств скупать у фермеров продукцию по фиксированной цене. Проект реформы, подготовленный европейским комиссаром по делам сельского хозяйства Францем Фишлером, предлагает ликвидировать нынешнюю зависимость размера субсидии от объемов производства каждой фермы. Это должно лишить сельских хозяев заинтересованности в увеличении объемов своего производства и сократить, таким образом, излишки товарной продукции на рынке. Общая сумма субсидии будет ограничена суммой 300 тыс. евро в расчете на одно хозяйство.
По расчетам независимых аналитиков 75% нынешних фермерских хозяйств окажутся незатронутыми предполагаемой реформой. Однако остальная четверть, на которую и приходится 80% всех субсидий, пострадают в наибольшей степени.
Большая часть этих хозяйств находится на юге Европы - во Франции и в Испании. По расчетам ассоциации французских фермеров сокращение субсидий на 3% может вызвать разорение 200 тыс. французских фермеров за десять лет. Но это, видимо, не волнует северные европейские страны - главных спонсоров "общеевропейского котла". Прежде всего Германию, которая обеспечивает четверть доходов европейского бюджета.
Судя по всему, немецких налогоплательщиков перестали удовлетворять условия компромисса, достигнутого правительствами Германии и Франции еще в пятидесятые годы, когда создавалась существующая и сегодня "архитектура" субсидий. Разработчики CAP предполагали решить сразу несколько проблем. Прежде всего они были полны решимости покончить с проблемой послевоенного дефицита продовольствия. Одновременно германские промышленники (которые и являются фактически главными донорами французских фермеров), получали доступ на французский рынок. В общем, таким образом удалось заложить основы общего экономического пространства Западной Европы.
Источник: «Известия»