- Во время переговоров о вступлении России в ВТО идет речь о том, что на защиту сельского производителя необходимо выделять 16 млрд долларов ежегодно, в то время как сейчас в бюджете заложено меньше 2 млрд. Откуда взялась эта цифра и насколько она реальна?
- Мы много раз объясняли нашу позицию по присоединению России к ВТО. 16 млрд долларов - это цифра реальной поддержки из бюджета, которую мы имели в начале 90-х годов. Сейчас мы уточняем цифры. Не исключено, что мы возьмем другой расчетный период, например, будем ориентироваться на уровень господдержки, который осуществлялся в середине 90-х. Но мы не говорим о том, что именно этот объем средств необходимо выделять на поддержку сельского хозяйства России со следующего года. Мы говорим о том, что Россия должна иметь на это право, как суверенная страна. Другое дело, воспользуемся ли мы им. Мы не собираемся идти по пути расширения и количества, и объема прямых дотаций в сельское хозяйство. Это не современный путь. Но есть другие возможности поддержки, приемлемые для рыночных условий. Например, субсидирование кредитов. Государство не берет на себя риски, они ложатся на банковский сектор, при этом мы на порядок можем увеличить инвестиционный поток в село.
- Государство - не единственный источник инвестиций и поддержки сельского хозяйства. Уже сейчас в него пришли крупные холдинги. На ваш взгляд, тезис о том, что фермеры накормят Россию, уже исчерпал себя?
- На мой взгляд, политика повальной фермеризации страны, которая проводилась в 90-х годах, - это откат на сто лет назад. Сейчас уже начались процессы глобализации в сельском хозяйстве. Мы четко заявили в новой аграрной политике государства, что устойчивое конкурентоспособное сельское хозяйство не только на внутренних рынках, но и на мировых зависит от появления крупных компаний сельхозпроизводителей и, более того, от тех агрохолдингов, где интегрируется вся производительная цепочка - от поля до магазина. Сегодня у нас более 80 крупных холдингов. Их надо всячески поддерживать как экспортеров. Например, государство может помочь развитием инфраструктуры отгрузки на экспорт. Пока у нас все элеваторы ориентированы на ввоз, ведь в советские годы мы зерно импортировали. Мы также можем субсидировать агрохолдингам кредиты под оборотные средства или, например, влиять на уровень железнодорожных тарифов. В холдингах крестьянин четко сориентирован менеджментом на то, что нужно производить, у сельхозпроизводителя появляется реальный инвестор и - очень важный момент - идет справедливое распределение доходов.
- Но пока не все производители входят в крупные агрохолдинги. Есть мнение, что зерновые трейдеры заключили негласное соглашение, по которому крестьянам предлагаются низкие цены, а деньги оседают именно в карманах трейдеров.
- Это проблема развития цивилизованного рынка. Постараться выйти из такой ситуации можно с помощью биржевого механизма. Именно на бирже цены будут складываться объективно. Но надо также отметить, что все-таки тенденция ломается: сейчас многие трейдеры "пошли в землю". Сейчас на уровень дохода крестьян влияют другие причины, прежде всего рост затрат. Так, ГСМ за последний год подорожали на 40%, а зерно упало в цене почти на 80%.