26 декабря 2025 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
В битве за урожай победят олигархи
27.08.02


На юге России убран урожай. Он, несмотря на стихийные бедствия, превосходит уровень прошлого года, а некоторые области бьют даже абсолютный рекорд России-СССР 1990 года. Но от большого зерна проблем больше, чем радости.

Только цифры: Краснодарский край - 8,1 миллиона тонн. Ростовская область - 6,5 миллиона (против 6,0 в 2001 году). Если такие темпы сохранятся и в Сибири, Россия соберет 90-95 миллионов тонн.

А вот другие цифры: цена тонны первоклассного зерна - 1600 рублей, а в среднем за пшеницу третьего класса (самый распространенный продукт) реально получить рублей 500. Тогда как, чтобы вырастить эту тонну, только солярки нужно сжечь на 900 рублей. Планка безубыточности - в районе 2 тысяч рублей. В прошлом году, тоже по цене провальном, за продзерно и то давали 3200 рублей. Получается, на каждой тонне крестьянин теряет более тысячи рублей.

Авторы этих строк почти полчаса ехали вдоль колонны автомашин, которые выстроились к терминалу порта Ростова-на-Дону. Сюда везут зерно и из Ростовской области, и из Краснодарского края (где цена еще ниже). Хозяйства заключили с терминалом договор, по которому разгрузка машины должна занимать не больше 15 минут. Реально шоферы парятся в очереди по двое-трое суток. Элеватор платит гигантскую неустойку. Зерно грузят на суда "река-море", потом прямо в море перегружают его на большие океанские корабли.

Вдоль очереди суетятся мелкие перекупщики, их конторки - временные хибарки - натыканы тут и там. Не хочешь стоять в очереди - пожалуйста, обслужим в три минуты. Но не обессудь, за зерно дадим еще меньше. По нашим наблюдениям, шоферы, получившие строгие указания от руководителей своих хозяйств, с ними стараются не связываться.

Так откуда взялся гигантский урожай и почему он оказался как бы не нужен? Как говорили нам руководители ростовских хозяйств, сработали меры, за которые долгие годы сражался с финансистами Минсельхоз. Крестьянин спокойно берет в банке любой кредит, зная, что две трети процентной ставки погасит Правительство. С учетом инфляции, которая съедает оставшуюся треть, кредит получается почти беспроцентным. После перетрясок в системе господдержки лизинга он наконец заработал, и только в этом году в Ростовской области, например, купили 700 новых комбайнов, а всего на полях работало 9200 машин, причем уже почти не услышишь жалоб, что это - старье, которое ломается через каждый метр и половину колосьев оставляет на поле.

Но те же удачливые аграрии открыто говорят: научившись стимулировать рост производства на первой стадии сев-уборка, государство не подумало, как быть с выращенным. Губернатор Орловской области Егор Строев так заявил вице-премьеру Алексею Гордееву: "У нас нет осмысленной, цельной концепции экономического роста".

Отсюда и главный парадокс нынешнего года: впервые с середины 90-х крестьяне взялись за ножи и режут скот, хотя кормить его есть чем. В Белгородской области вдруг на 8 процентов сократилось поголовье скота. На Тамбовщине хлеб вообще не продают, а отдают крестьянам под обещание кормить им скот. Но что толку его растить, если за последний год поставки импортного мяса выросли чуть не вдвое, что неудивительно: за год оно подешевело на 27 процентов. Если не будет импортного мяса, скотоводы начнут активно покупать зерно, чтобы растить скот, и ситуация с низкими ценами выправится сама собой. На днях губернаторы Центрального округа обратились с письмом к премьеру Касьянову, требуя как-то ограничить импорт, и получили ответ от заместителя министра экономического развития и торговли Максима Медведкова, который пишет: "По большинству видов сельхозпродукции... мы не считаем ситуацию настолько серьезной, чтобы вводить защитные меры". Опять же можно понять и Медведкова, главного переговорщика от России по вопросу вступления в ВТО. Именно аграрные нестыковки ставят под вопрос нами же обозначенный срок вступления в эту организацию - осень 2003 года. Новые санкции против импорта разозлят наших партнеров. Но, имея под боком голодных крестьян, губернаторы как-то не принимают близко к сердцу вэтэошные тревоги, и если Алексей Гордеев дипломатично назвал письмо Медведкова "очень красноречивым", то губернаторы выражались вовсе не по-парламентски, а некоторые даже хотят писать Президенту, называя позицию Минэкономразвития "предательской".

Напрашиваются два решения зерновой проблемы, которые высказали полпреды Центрального и Южного округов и которые, очевидно, будут на этой неделе представлены премьеру Михаилу Касьянову. Это или помочь вывезти лишнее зерно за рубеж, либо найти деньги (15-20 миллиардов рублей) и закупить зерно в госрезерв. На что у государства хватит денег - вот основной вопрос этих дней.

Так что хаос и разорение? Не совсем так. На коне - крупные агрохолдинги, у которых есть свои элеваторы. Как признался корреспонденту "РГ" руководитель одного из них, "меня мало заботит, какие сейчас цены. Я подожду до следующего года". Нетрудно видеть, что зерновой кризис станет фактором экономического отбора - выживут те, кто успел построить внутри своих хозяйств собственную инфраструктуру. А будут ли это именно холдинги белгородского образца или суперкрупные фермеры - не так важно. Факт, что после двух подряд урожайных рекордов в России будет совсем другое село.

Источник: «Rambler»

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: