Изменения, предлагаемые Минэкономразвития, по сути превращают единый сельхозналог в налог на прибыль селян. Как говорят некоторые представители аграрного бизнеса, вводить его пока рано, так как село еще не имеет прибыли.
Единый сельхозналог должен был начать действовать в начале прошлого года. В конце декабря 2001 года депутаты приняли закон №187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах". Президент подписал этот документ 29 декабря 2001 года. Крестьяне должны были перейти на уплату ЕСХН вместо выплаты всех стандартных налогов. Налоговой базой для ЕСХН становилась площадь сельхозугодий, а сам налог брался с одного гектара. Размер ставки определялся субъектами федерации самостоятельно. Для того, чтобы новая схема заработала, требовалось согласие регионов, выраженное в соответствующем местном законе.
Но весь прошлый год ЕСХН не работал. Как говорят в Госдуме, причина в том, что регионы не разобрались в схеме и не успели принять свои законы. В Министерстве по налогам и сборам "Известиям" сообщили, что методика сбора этого налога была разработана и проблем по его взиманию не должно было возникнуть. А министр сельского хозяйства Алексей Гордеев осенью высказывался в том духе, что концепцию налога нужно полностью переделать. В Минсельхозе обещали предложить новую концепцию в декабре 2002 года.
Предложения же стали известны только сейчас, и сегодня они будут обсуждаться на совещании у Алексея Гордеева. Минэкономразвития предлагает лишить региональные власти полномочий по вводу этой налоговой системы и установлению ставок. Совместно с Минсельхозом было решено изменить налогооблагаемую базу: вместо общих площадей сельхозугодий применять разницу между доходами и расходами крестьян. Минэкономразвития предложил установить предельную ставку налога в 6%. Будет в новом варианте налога и минимальная ставка, которая взимается в случае, если сумма уплачиваемого налога меньше суммы исчисленного. По предложению Минэкономразвития, ставка должна составлять 0,1% от оборота.
Аграрные бизнесмены пока затрудняются с оценками реформы единого сельхозналога. Как сказал "Известиям" глава группы компаний "Агрохолдинг", депутат Госдумы Александр Четвериков, Минэкономразвития предлагает селянам по сути перейти на налог на прибыль. "На самом же деле, селу надо сохранить льготу по налогу на прибыль (сейчас этот сбор составляет 0% - "Известия") до тех пор, пока оно окончательно не почувствует себя хорошо, а этого пока не произошло, - говорит он. - Вообще же налог должен быть рентным, то есть каждое хозяйство должно платить за количество и качество обрабатываемой им земли. Если земля используется эффективно - ставка должна быть одна, а если нет, то она должна быть гораздо выше". Как подчеркивает вице-президент АПК "Стойленская нива" Дмитрий Древлянский, не стоит забывать, что министерство по налогам и сборам до сих пор не может окончательно определиться с понятием сельхозпроизводителя. Кроме того, необходимо учитывать появление в России крупных холдингов, занимающихся инвестициями в сельское хозяйство. По сути, они также являются производителями сельхозпродукции, и, несмотря на более значительные обороты, в плане налогообложения их необходимо уравнивать с мелкими сельхозпроизводителями.