— Алексей Васильевич, сначала хотелось бы поговорить о "наболевшем" у импортеров мяса. Методика распределения квот на мясо есть; понятно, кто получает квоты. Однако импортеры говорят, что огромного количества компаний, которые их получили, сейчас просто не существует. Это, по их мнению, неизбежно приведет к тому, что квоты на мясо будут выбраны не полностью. По отдельным прогнозам, 50% квоты останется не освоенным. Предусматривалось ли подобное развитие событий и как правительство будет действовать в этом случае?
— Мы должны были дать квоты всем фирмам, которые, по данным таможни, значатся импортерами. Распределение прошло "по историческому принципу", и какие-то компании сегодня действительно прекратили свое существование. Это прежде всего говорит о нечистоплотности таких импортеров, но этого не стоит бояться. Весь оставшийся объем квоты перейдет к тем компаниям, которые реально работают на рынке.
— Это закреплено в постановлении или в методике распределения квот?
— Это элементарная логика. Если после определенного на сегодня распределения квоты останется какой-либо объем — условно говоря, 100 тысяч тонн мяса, то он будет пропорционально разделен между действующими компаниями.
— Когда появится методика получения лицензии? Импортеры говорят, что ее пока нет.
— Это работа Минэкономразвития. Это не наша компетенция. Вообще-то лицензии в МЭРТ выдают в определенном порядке, который существует уже много лет. В случае с мясом нет ничего нового, никакого ноу-хау.
— Импортеры мяса высказывают такое мнение, что Минсельхоз, после того как квотное постановление было подписано, отстранился от распределения квот. Так ли это?
— При разработке квотирования мы были очень активны. Что же касается распределения, то это связано с разделением полномочий между ведомствами. Хотя я считаю, что все процессы на продовольственном рынке должен регулировать Минсельхоз.
Минэкономразвития, в которое было включено Министерство внешней торговли, приняло функции регулирования внешнеэкономической деятельности. Но мы, когда "пробивали" вопрос регулирования импорта мясной продукции, ставили задачу разработать саму концепцию, доказать необходимость регулирования импорта в балансе с собственным производством. Важно и дальше совершенствовать механизм квотирования, делать его реальным, адекватным и быстрым.
— В постановлении, по мнению компаний, есть прорехи. К примеру, не думали ли вы, что мясо вне квоты можно будет поставлять в Россию через страны СНГ?
— По отношению к ним действует такой же режим ограничения импорта мяса, как и к другим странам. Квотируются поставки мяса с той же Украины и из других стран Содружества, за исключением Белоруссии. С Белоруссией у нас единое таможенное пространство.
— На последнем заседании комиссии по регулированию алкогольной отрасли вы говорили о том, что нужно ввести квотирование производства алкогольной продукции. Что имелось в виду?
— У нас сейчас есть квота на покупку спирта ликероводочными заводами. То есть мы регулируем этот процесс. Совершенно логично, что по цепочке надо квотировать и производство спирта. Не может же так быть, что производим мы одно количество спирта, а прикрепляем — другое. Мы тем самым создаем злоупотребления. Поэтому, чтобы все сбалансировать в алкогольной отрасли, на мой взгляд, государство должно регулировать три момента. Первое: создание новых производственных мощностей, за этим надо жестко следить. Сегодня спиртовые мощности загружены всего лишь где-то на 27% по стране. Понятно, что это заниженные данные, и есть так называемый "левый" спирт, который не попадает под учет. Вот тут должен быть второй момент: квотирование самого производства спирта. И третье: надо квотировать потребление, что мы сейчас уже делаем. Тогда все будет логично. А сейчас мы не понимаем, на основании чего создаются мощности, а их все больше и больше, производство у нас без контроля. Из-за этого могут создаваться разрывы в цепочке, которые приводят, во-первых, к непрогнозируемому количеству спирта и, во-вторых, к желанию сбыть его любой ценой. А следствием этого становится "левая" продукция.
— Механизм будет разрабатываться?
— Это — изменения в закон "О государственном контроле за производством и оборотом алкогольной продукции". Соответствующие поправки мы разработали и должны внести в Госдуму. Я так понимаю, что их можно было бы внести в марте, но опять же все будет зависеть от нашего "головного" ведомства -Минэкономразвития. Надо сказать, что в этом вопросе у нас есть определенное сопротивление, которое, впрочем, мы преодолеем.
— Кто препятствует — представители Минэкономразвития?
— Нет, сопротивляются представители спиртовой отрасли. Конечно, все это делается в неофициальном режиме. Каких-то депутатов ангажируют, наверное, каких-то чиновников. Это сопротивление понятно, ведь такая поправка означает потерю больших доходов.
— Раньше вы рассказывали о намерениях преобразовать федеральное государственное унитарное предприятие "Росспиртпром" в акционерное общество. Минсельхоз уже в конце года начал разрабатывать предложения по такой реорганизации. На каком этапе сейчас находится эта работа и каковы основные моменты акционирования "Росспиртпрома"?
— Мы продолжаем готовить документы. Я думаю, что в апреле-мае мы внесем их на обсуждение в правительство. Тогда уже можно будет говорить о конкретных положениях акционирования.
— В этом году Минсельхоз запланировал введение 3-летних льготных кредитов на приобретение техники. Льгота заключается в субсидировании процентной ставки. Зачем это делается, когда есть механизм лизинга?
— Во-первых, мы расширяем возможности для крестьян по приобретению техники. Во-вторых, мы создаем конкурентную среду, чтобы лизинговая компания и банковский сектор соревновались, тем самым удешевив лизинг. В-третьих, на мой взгляд, это более простая схема участия государства в стимулировании роста потребления и приобретения техники. Риски кредитования берет на себя банковский сектор, а наше дело — управление процентной ставкой, понижение ее за счет субсидирования. Поэтому это, на мой взгляд, со всех сторон выгодно.
— Как думаете, вы сумеете снизить этим стоимость лизинга? Что будет в конечном итоге более выгодно — лизинг или кредит?
— Это пусть как раз покупатель техники и выбирает. И чтобы существовали и лизинг, и кредит, мы будем добиваться снижения всех дополнительных издержек.
Марина Смовж
Известия