Сейчас же цены на зерно рванули вверх, что неудивительно. Озимый клин сократился и к тому же частично вымерз. Самые оптимистические прогнозы на урожай — 70 млн. тонн зерна, то есть как минимум на 15 млн. тонн меньше прошлогоднего. Переходящие остатки зерна в стране на 1 июля прогнозируются на уровне 8-9 млн. тонн. И неудивительно, что многие уже заговорили об предстоящем импорте зерна.
Впрочем, раньше мукомолов и хлебопеков не очень волновал рост цен на зерно и, следовательно, на хлеб. "Когда осенью цены на зерно резко падали, мукомолы и хлебопеки молчали, получая большую прибыль", — напомнил руководитель департамента регулирования продрынков Минсельхоза Павел Винтовкин, добавив, что цены на хлеб в этот период не снижались. Причина очевидна — у государства есть зерно, закупленное в прошлом году по низким ценам, и мукомолы просят правительство провести закрытый аукцион по его продаже среди предприятий. Можно не сомневаться, что цена на зерно там будет не рыночная, а гораздо ниже — "социальная". Расчет прост — государство не будет наживаться на важнейшем продукте питания, да еще в год выборов.
Зерновая история свидетельствует, что государство должно вмешиваться в сельское хозяйство. И, судя по всему, наше правительство, хотя и декларирующее принцип "государство вне экономики", в последнее время все больше осознает необходимость поддержки отечественного производителя, особенно сельского. Все активнее предпринимаются защитные меры таможенно-тарифного регулирования. Появились элементы политики прямой финансовой поддержки в виде частичной компенсации процентных ставок кредитов и лизинга. Прошлогодняя ценовая катастрофа на рынке зерна заставила наконец правительство признать необходимость своего присутствия на нем.
В результате государство впервые вышло на рынок с достаточно заметными объемами закупок. По официальным данным, закуплено 2,8 млн. тонн. Однако, по практически единодушному мнению, эффективность государственной интервенции оказалась крайне низкой. Прежде всего потому, что она запоздала. Зерно в ноябре уже было у посредников. Производитель не мог так долго ждать — нужно было возвращать кредиты, взятые под выручку от реализации урожая, и брать новые для проведения осенних полевых работ.
Сейчас Минсельхоз пытается предложить правительству постоянно действующий механизм, автоматически включающий интервенции по закупке или продаже зерна на рынке в зависимости от уровня цен на рынке. Однако на отладку механизма интервенций и формирование источников их финансирования потребуются годы.
Сильная ассоциация зернопроизводителей при их нынешней бедности сформируется не скоро. Ее никогда не будет, если государство сейчас не возьмется активно защищать их интересы. Вице-премьер, глава Минсельхоза Алексей Гордеев подчеркнул, что "в цепочке от сырья до готовой продукции существует целый ряд звеньев, которые используют свое монопольное положение, что приводит к большим издержкам и влияет на цены", и в связи с этим призвал "поднять роль антимонопольного законодательства". Проблема действительно важная. По словам Павла Винтовкина, цены на муку в настоящее время почти на 30% ниже, чем в 2000 году. А на сколько возросла цена на хлеб?
Владимир Санько
Независимая газета