«В большей своей части новый Кодекс не только воспроизводит, но и усугубляет правовые нормы Кодекса 1993 года, повторяя его основные концептуальные недостатки - обилие отсылочных норм, гипертрофированные полномочия таможенных органов, преимущественно административное регулирование правоотношений, возникающих при перемещении товаров через таможенную границу.
Кроме того, фактически неизменной остается инфраструктура, сложившаяся вокруг таможенных органов: таможенных складов, перевозчиков, брокеров, страховщиков и т.п. При этом сама деятельность этих лиц в соответствии с новым Кодексом фактически остается лицензируемой таможенными органами, хотя сам непопулярное понятие «лицензирование» заменено в тексте закона на обязательное включение таких лиц в так называемые «таможенные реестры».
Если можно говорить о какой-то новизне принятого Кодекса, то она заключается в значительном расширении прав таможенных органов на внесудебные решения, включая аресты товаров вне зависимости от степени вины их владельцев, что, прежде всего, далеко выходит за рамки действующего законодательства об оперативно- розыскной деятельности, а также административного и гражданского законодательства.
Помимо вышеперечисленного, необходимо отметить, что новый Таможенный кодекс по многим своим положениям противоречит действующим международным договорам в сфере таможенного регулирования, в частности, Конвенции Киото 1999г. «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», что в свою очередь неизбежно сделает сомнительными перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию.
Данные замечания относительно принятого Таможенного кодекса РФ не являются исчерпывающими, а представляются только наиболее очевидными. Они свидетельствуют о том, что работа по учету замечаний и предложений, в ходе обсуждения кодекса в Государственной Думе в течение 1999-2003 г., проделана не полностью».