26 декабря 2025 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
В регионах готовятся к продуктовым войнам
07.07.03


Производители продуктов питания заняты подготовкой стратегических позиций и расстановкой сил перед генеральным сражением за региональные рынки

В ближайшее время можно ожидать обострения борьбы за региональные рынки между транснациональными и местными производителями продуктов питания. Шансы последних на выживание, по оценкам участников рынка, невелики. Одним из первых плацдармов, на котором развернутся «военные действия», станет, по всей видимости, Самарская область, куда уже потянулись «транснационалы». Недавно свой крупный логистический центр здесь (в городе Кинель) построила компания «Нестле», уже владеющая в области собственным производством. Самарская область имеет важное стратегическое значение для экспансии в российские регионы. Имея здесь распределительный центр, компания получает возможность контролировать все Поволжье, Урал и южную часть Центрального федерального округа.

Новый логистический центр позволит «Нестле» оптимизировать доставку своей продукции до конечного потребителя, снизить издержки, а также упорядочить распределение продукции по магазинам. «Создание распределительного центра позволяет компании более эффективно управлять каналами распределения продукции, – сказал RBC daily аналитик исследовательской компании GFK Асхат Кутлалиев. – Экономия средств, в первую очередь, происходит за счет оптимизации транспортных потоков. При распределении продукции через логистический центр не может возникнуть ситуация, когда в один магазин завезли две партии товара, а в другой – вообще ничего». Распределительный центр имеет в своей основе склад, но не только. Здесь же собирается информация о том, когда, куда и сколько необходимо завезти, а также в какое место можно добраться, например, по железной дороге, а в какое – только вертолетом. Создание распредцентров – удовольствие не из дешевых. По словам Асхата Кутлалиева, создание крупного дистрибьюторского центра обходится в 10 млн долларов. «Но овчинка выделки стоит, – говорит он. – Экономия на издержках получается огромной». Более того, для крупной компании создание таких центров – жизненная необходимость. «Любая крупная компания, для того чтобы работать эффективно, должна создавать систему складов и дистрибьюторских центров, иначе продукция может и не дойти до покупателя, – сказал RBC daily представитель компании Kraft Foods, занимающейся производством продуктов питания, Кирилл Болматов. – У нас тоже есть своя сеть, и мы ее постоянно развиваем».

Характерно, что Самарская область пользуется большим «спросом» и у розничных торговых сетей. «Это показательный факт, – сказала RBC daily эксперт консалтинговой компании BKG Римма Чайникова. – Помимо Самары в настоящее время все розничные сети представлены только в Москве». Такое внимание к Самарской области объясняется ее географическим положением и развитой транспортной инфраструктурой. Это стратегически важный регион с точки зрения контроля над целым рядом региональных рынков: отсюда, благодаря железнодорожной сети, можно распространять товары в Поволжье, на Урал и в южную часть Центрального федерального округа и таким образом удерживать контроль над этими регионами. Кроме того, Самарская область обладает еще одним неоспоримым преимуществом с точки зрения производителей и продавцов товаров. По мнению Асхата Кутлалиева, этот регион обладает огромным потребительским потенциалом – он находится на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга.

Региональная же экспансия сейчас крайне важна для производителей и продавцов товаров. «В Москве рынок переполнен, – говорит Римма Чайникова. – Здесь очень жесткая конкуренция, и производители, и продавцы давят друг друга локтями. Единственный выход для них – осваивать региональные рынки». Кроме того, по мнению экспертов, доходы населения в регионах растут более быстрыми темпами, чем в столице, что позволяет прогнозировать расширение спроса. «Если раньше продукция таких производителей, как «Нестле», была довольно дорогой (из-за дороговизны доставки) для потребителей в регионах, то сейчас, после того как доходы выросли, она стала доступна большему количеству населения, что позволило производителям увеличить свое присутствие на региональных рынках», – считает Асхат Кутлалиев. Компания «Нестле», кроме всего прочего, идет не только по пути оптимизации доставки, но и работает над снижением себестоимости продукции. В частности, в Самарской области расположена кондитерская фабрика «Россия», принадлежащая «Нестле». Произведенные внутри России продукты, естественно, дешевле завезенных. Конкуренты «Нестле» на рынке мороженого считают, что, развивая дистрибьюторские центры в регионах, компания «готовится к каким-то решительным шагам». Так полагает, например, вице-президент компании по производству мороженого «Альтер-Вест» Олег Коваленко.

«Можно ожидать войны на региональных рынках продуктов питания, – сказал RBC daily Олег Коваленко. – Например, сейчас производством мороженого занимаются около 300 предприятий. Через пару лет их будет не больше 30-35». Причем с рынка, по его мнению, должны полностью уйти небольшие региональные производители. Такая ситуация, по мнению экспертов, характерна не только для рынка мороженого. В регионах назревает серьезная конкурентная борьба производителей продуктов питания. «Сейчас в некоторых секторах продовольственного рынка в регионах большую долю рынка занимают местные производители. В частности, это касается кондитерских изделий, – говорит г-н Кутлалиев. – Постепенно региональные марки будут сдавать свои позиции». По мнению экспертов, вытеснение региональных марок произойдет довольно быстро. Основная же борьба за рынок развернется между общенациональными российскими и мировыми брендами. Поэтому сейчас для компаний, по мнению Риммы Чайниковой, крайне важно успеть выйти на региональные рынки первыми. Фактически в настоящее время происходит расстановка сил перед генеральным сражением.

Отдел экономики
Елена Тофанюк
РБК

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: