В частности, прогнозируется на 25-30% падение урожаев фруктов и овощей в таких странах, как Италия, Франция, Германия (в меньшей степени - Испания). Длительная сильная жара оказывается вредной даже и для многих сортов винограда, поэтому ожидаются серьезные проблемы и у виноделов. От климатического казуса этого лета пострадают и зерновые, только во Франции потери по пшенице и ржи ожидаются на уровне до 30%, а по кукурузе - даже 50%. В Германии, как предсказывает тамошний Союз пивоваров, из-за неурожая хмеля могут «в среднесрочной перспективе» значительно вырасти цены на пиво. Правительства обещают аграрному сектору компенсацию, однако аналитики говорят о том, что вряд ли она будет полной. Наверняка возникнут у фермеров и проблемы со страховыми компаниями, т.к. подобные казусы погоды легко вписываются в разряд «форс-мажор». Необходимо учитывать и то обстоятельство, что страховщики изрядно напряглись в прошлом году, когда Европа страдала от другой напасти - наводнений. Тогда ущерб от водной стихии только в Германии составил свыше 18 млрд евро, из которых почти половина - потери крестьян. Если бы не поддержка национальных правительств, а также «чрезвычайного» бюджета ЕС, взявших на себя изрядную долю компенсаций, страховым компаниям пришлось бы туго.
Погодные казусы прошлого и нынешнего лета заставляют задуматься сразу о нескольких глобальных проблемах. Очевидно, что климат на планете меняется - всемирное потепление, о котором столько говорят последние годы, все очевиднее проявляет себя. Причем повышается, как правило, летняя температура, а зимняя может при этом даже несколько снижаться. В Европе и ряде других регионов с умеренным климатом последний становится более континентальным, в то же время в других усиливается избыточная влажность, которая может стать еще более избыточной после резкого таяния ледников. Ученые говорят об иссушении почв, наступлении пустынь, а также активизации болезней, до сей поры в «умеренных» странах малоизвестных (малярии, например). Страны ЕС бьют тревогу и призывают остальные державы скорее ратифицировать Киотский протокол (ограничивающий выброс «парниковых» газов в атмосферу). Однако позиция нынешней администрации США не позволяет надеяться на скорый успех в этом вопросе.
Менее общий, но также достаточно широкий характер носит вопрос о сельском хозяйстве, точнее уровне его господдержки. Недавно ЕС запустила реформу аграрной отрасли, в ходе которой такая поддержка в течение ближайших лет по ряду позиций должна существенно снизиться. Это объяснялось высоким уровнем развития этого сектора экономики, позволяющего рассчитывать на его самостоятельный «запас прочности», а также правилами ВТО, минимизирующими «нерыночные» методы хозяйства. Однако причуды климата могут поставить эту реформу под сомнение. Производство продовольствия давно отнесено в ведущих странах к сфере «национальной безопасности», поэтому всемерно поддерживалось. В Америке до половины фермерских хозяйств убыточны и существуют лишь благодаря правительственным программам помощи. Весной Джордж Буш подписал новый «Закон о защите сельского хозяйства», согласно которому аграрии могут в ближайшие годы надеяться на 30 млрд долл. только прямой помощи, а всего ежегодный объем поддержки продовольственного производства в США, включая льготные кредиты, программу поощрения экспорта и т.д., достигает почти 100 млрд «у.е.» в год. Практически такой же объем существует и в странах ЕС, в связи с чем по обе стороны океана периодически вспыхивает полемика, кто создает более «тепличные» условия для своих производителей.
При этом и Европа, и США едины в том, что действующие в них правила не распространяются на другие страны. В частности, Россия, страна с гораздо более «рискованным», чем в той же Европе, земледелием, добивается сейчас при вступлении в ВТО максимально допустимого уровня поддержки своих сельхозпроизводителей в 13,5 млрд долл. Примерно таким он был в 1990 г., до начала серьезного кризиса в отрасли (сейчас эта поддержка в несколько раз меньше, но правительство надеется по мере «укрепления» бюджета ее усилить). Однако американские и европейские партнеры на переговорах в Женеве требуют снизить уровень этого «нерыночного субсидирования» почти до нуля. Не без оснований надеясь, что в таком случае в условиях глобализации продукция российских крестьян окажется неконкурентоспособной по отношению к продукции их фермеров.
Михаилу Касьянову, проводившему в четверг совещание по вопросам развития АПК Сибири, все эти нюансы, в том числе и погодно-климатические, известны. В Новосибирске он говорил об «относительности» успехов прошлых нескольких лет, когда, несмотря на более-менее сносные погодные условия, рентабельность многих хозяйств сократилась. В следующем году урожай зерновых ожидается на уровне 70 млн тонн, что почти на 15 млн меньше, чем в 2002 г. Если тенденция сокращения укрепится, это поставит под вопрос не только планы по превращению страны в крупнейшего экспортера фуражного зерна, но и продовольственную безопасность РФ. И тогда тема поддержки российского АПК, в том числе на переговорах о вступлении страны в ВТО, приобретет еще более острый характер.
Отдел экономики
РБК