1 октября, рабочая группа комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике решила одобрить предложение о повышении ставки ввозной пошлины на ввозимые в РФ комбайны иностранного производства с существующих 5% до 15%. Кроме того, за каждый киловатт мощности ввозимой техники предполагается взимать до 105 евро. Инициаторами изменения таможенных условий для импортеров техники стали Ассоциация производителей сельхозтехники «Союзагромаш» и промышленный союз «Новое Содружество» (владеет Ростовским комбайновым заводом), которые рассчитывают простимулировать развитие отечественного комбайностроения за счет снижения привлекательности лизинга импортной техники.
Производители комбайнов активизировали лоббистскую деятельность еще накануне сезона массовых закупок техники. Дело в том, что ценовой кризис на зерновом рынке привел к сокращению спроса на комбайны: по прогнозам «Нового содружества», по итогам 2003 г. сокращение составит около 33% по сравнению с прошлым годом (тогда в стране было собрано порядка 7700 машин). Чтобы увеличить сбыт, производители активизировали лизинговые программы: в частности, ростовское предприятие предоставило в распоряжение «Росагролизинга» порядка 400 комбайнов с отсрочкой платежа и начало развивать собственную программу коммерческого лизинга. На этом не очень благоприятном фоне импорт западной техники отнимал у российских комбайностроителей до 10-15% рынка в натуральных показателях и до 40% в стоимостных. С одной стороны, более мощные западные комбайны в подержанном виде стоят примерно столько же, сколько и отечественные, – 1,3-1,7 млн рублей (40-50 тыс. евро). С другой стороны, по новым импортным комбайнам предлагаются очень выгодные лизинговые схемы. Как пояснили RBC daily в немецкой компании CLAAS, «российскому банку, участвующему в лизинге немецкой техники, выдаются средства на 3-5 лет под 3-5% годовых в валюте».
В апреле 2003 г. «Новое содружество» направило в Минпромнауки (по некоторым данным, заручившись поддержкой главы Минсельхоза Алексея Гордеева) предложение об увеличении ввозных пошлин на подержанные комбайны зарубежного производства с нынешних чисто символических 5% до 35% с целью защитить отечественных комбайностроителей. Только в конце июня этот вопрос попал на рассмотрение правительственной комиссии по защитным мерам под руководством Алексея Кудрина. Однако, как пояснил RBC daily источник в Минпромнауки, 24 июня рассмотрение так и не состоялось, а документ был отправлен на согласование в другие ведомства: Минэкономразвития, Минфин, МАП и ГТК.
Осенью комбайностроители возобновили лоббистскую активность. Правда, их требования несколько изменились: в комиссию по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике поступили предложения об изменении ставки ввозной пошлины для любых импортных комбайнов с 5% до 15%. Кроме того, в предложениях присутствует еще один момент: установлена специфическая составляющая за 1 киловатт мощности двигателя импортных комбайнов в размере 105 евро. Как пояснил участник заседания, эта мера должна помешать импортерам декларировать заниженную стоимость техники и таким образом «обманывать российскую таможню». Фактически же специфическая составляющая будет ограничивать импорт подержанных комбайнов: при мощности двигателя порядка 100 кВт импортеру придется заплатить до 10 тыс. евро за машину, то есть даже больше установленных 15%. Также не стоит забывать о НДС. Таким образом, при импорте стоимость зарубежного комбайна будет увеличиваться на 35-40%. Это не означает полного прекращения импорта, однако сроки окупаемости зарубежной техники заметно увеличатся, что заставит покупателей еще раз взвесить все «за» и «против» даже при низких лизинговых ставках, предлагаемых при покупке импортных комбайнов.
По мнению инициаторов, повышение ставки пошлины приведет к существенному увеличению объемов производства на комбайностроительных заводах России. Председатель совета директоров «Нового Содружества» Константин Бабкин подчеркнул, что имеется в виду введение пошлины на период коренной модернизации производственных мощностей российских предприятий, которая займет от 5 до 7 лет. В течение этого периода комбайностроители обещали наладить производство более мощных машин 4-го и 5-го классов, которые бы могли составить конкуренцию западным комбайнам. В частности, «Ростсельмаш» намерен выпустить в серийное производство «Дон-ХХХ», а Красноярский комбайновый завод (входит в «Агромашхолдинг») – «Руслан». По словам представителей предприятий, первые шаги в этом направлении уже сделаны: на красноярском заводе уже выпущено порядка 500 «Русланов», а на ростовском заводе завершается сертификация нового «Дона».
Очевидно, вняв доводам комбайностроителей, рабочая группа комиссии по защитным мерам на этот раз оказалась более благосклонной и одобрила увеличение пошлин. В следующем месяце это предложение будет вынесено на заседание комиссии и, как надеются инициаторы, пойдет на подпись премьеру. Однако в «Новом Содружестве» не стали ждать еще месяц и написали Михаилу Касьянову письмо, в котором производители сетуют на длительность рассмотрения вопроса в правительстве: «Прошло уже семь месяцев, но решение пока не принято». Также авторы попытались описать основные аргументы и контраргументы (всего семь), обосновывающие целесообразность или нецелесообразность повышения пошлины. Например, они задаются вопросом: «Отечественные машины часто ломаются?» - и дают на него «правильный» ответ: «Если есть желание работать на надежной, качественной технике отечественного производства – надо дать отрасли выйти из того состояния, в котором она пребывает».
Отдел экономики
Михаил Смирнов
RBC daily