26 декабря 2025 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
В закромах гуляет ветер. Контролеры проверили, как минсельхоз закупает хлеб
15.01.04


Главное контрольное управление при президенте доложило результаты проверки работы Минсельхоза на "хлебном фронте", которые могут иметь серьезные последствия.

Дело даже не в том, что урожай-2003 оказался намного скромнее, чем обещало аграрное ведомство. Как выяснилось, у правительства нет ресурсов, чтобы сдержать цены на зерно и в итоге - на хлебобулочные изделия.

В ГКУ пришли к выводу, что законы о зерне и поставках сельхозпродукции для государственных нужд не выполняются. Так, не определяются заранее ежегодные объемы закупок зерна в закрома Родины и гарантированный уровень закупочных цен. При этом некоторые положения законов вообще потеряли актуальность, однако Минсельхоз не представил в правительство необходимых изменений. По этим причинам проведенная в 2002 году зерновая интервенция не принесла желаемого результата, хотя именно тогда был рекордный урожай зерна (86,5 млн тонн) и появился шанс сформировать солидный госрезерв.

На этот запас уповали сами крестьяне. Ведь тогда большой хлеб стал для них большой головной болью - цены на зерно упали. Чтобы не дать селу обанкротиться окончательно, на проведение поздней осенью зерновой интервенции в Сбербанке под гарантии Минфина был взят кредит в объеме 6 миллиардов рублей. В итоге потратили 4,9 миллиарда, договоров заключили на поставки 2,8 миллиона тонн пшеницы и ржи, однако реально в закромах Родины оказалось всего 1,6 миллиона тонн.

Почему так случилось? Как пояснили корреспонденту "Труда" в Главном контрольном управлении, по действующим правилам Минсельхоз обязан ежегодно до 1 июня определять предельные уровни закупочных цен на зерно, однако в 2002 году аграрное ведомство сделало это только в октябре, за месяц до торгов. В итоге село отдало зерно посредникам гораздо раньше и по явно заниженным ценам. Например, тонна продовольственной пшеницы 3-го класса не стоила тогда и 2000 рублей. Как следствие, в урожайный год прибыль АПК упала в три с половиной раза.

Теперь ситуация с урожаем и ценами обратная. По данным ГКУ, собрано 69 миллионов тонн зерна, цены на внутрироссийском рынке растут как на дрожжах: тонна пшеницы 3-го класса сейчас стоит 5550 рублей. Катастрофически подорожали мука и хлеб. А Минсельхоз даже в этой ситуации не смог вовремя договориться с ведомствами о правилах и параметрах товарных интервенций в 2004 году - на какие деньги вести закупки в госфонд, по каким ценам? Из-за этого в наступившем году зерновых интервенций может вообще не быть.

Как подчеркивают в КГУ, Минсельхоз постоянно опаздывает с принятием важнейших решений. По данным президентских контролеров, за 9 месяцев прошлого года Россия экспортировала 7 миллионов тонн зерна. И только в начале зимы, столкнувшись с его дефицитом, правительство приняло явно запоздалое решение ограничить экспорт.

Комментарий эксперта.

Сергей Опенышев, зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике:

- Я "на все сто" согласен с выводами Главного контрольного управления при президенте. Кстати, Счетная палата тоже проводила аналогичную проверку, касающуюся закупок зерна в госфонд в 2002 году, и пришла к тем же выводам. Ответственный за эту работу и за состояние АПК Минсельхоз, увы, своих функций не выполняет. Основная его задача - не оптимистичные прогнозы о рекордных намолотах, дабы начальство порадовать, а определение закупочной цены на зерно в срок не позднее 1 июня. Это и есть стратегия. А что получилось в ходе предыдущей госинтервенции? Из 6 миллиардов рублей, которые под гарантии государства получило Агентство по регулированию продовольственного рынка при Минсельхозе, было потрачено почти 5 миллиардов. Зерна в госфонде оказалось на копейку, бюджет понес урон. По действующим правилам к торгам должны были допускаться сельхозпроизводители, а на самом деле из 287 их участников посредников насчитывалось свыше 70 процентов. В Минсельхозе лучше, чем где бы то ни было, знали об этом. Именно с попустительства министерства процесс госзакупок принял характер неуправляемого. Отсюда и махинации. В чьих карманах осели деньги? В карманах трейдеров. Государство долг по тому кредиту благополучно списало. Виноватых нет.

Думаю, что в ходе таких проверок, которую провело ГКУ, надо обращать внимание еще и на пресловутый человеческий фактор. В последнее время команды (в том числе министерские) формируются по признаку "свой-чужой". Минсельхозу же нужны профессионалы, в противном случае государство и в будущем будет оставаться в проигрыше.

А тем временем...

Президент Владимир Путин назначил на должность заместителя руководителя президентской администрации начальника Главного контрольного управления (ГКУ) Валерия Назарова и подписал соответствующий указ. Он выпускник Ленинградского электротехнического института связи. Занимал посты председателя комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, вице-губернатора северной столицы, был членом коллегии Минимущества РФ.

Владимирова Елена

Труд

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: