Поиски будущего для аграрного сектора в России традиционно сводятся к выбиванию лишнего бюджетного миллиарда или к заклятиям о национальной безопасности. Вместо обсуждения реальных реформ аграрии спорят о виртуальном уровне госсубсидий после присоединения России к ВТО. Эти национальные особенности сельскохозяйственных дискуссий в полной мере проявились и на вчерашнем всероссийском форуме "Аграрное будущее России", который прошел в Кремле.
Один из организаторов форума, президент Вольного экономического общества Гавриил Попов, предложил несколько вариантов стратегии развития аграрного сектора в России. Однако главные споры возникли по поводу условий присоединения России к ВТО, а также бюджетных компенсаций для пересева замерзших озимых.
Юрий Лужков в борьбе за пищевую независимость
Мэр Москвы свое выступление посвятил проблеме присоединения ко Всемирной торговой организации. "Если Россия вступит в ВТО, то мы все больше будем погружаться в пучину импорта, а значит, потеряем собственную продовольственную независимость", - сказал Юрий Лужков. По его данным, в результате присоединения к ВТО доля России в мировом экспорте снизится с 1,3 до 1%, а объемы импорта при этом увеличатся с 1,9 до 2,3%.
По словам московского мэра, "Россия в рамках условий вступления в ВТО заявила 83 млрд. долларов на поддержку села и 1,6 млрд. - на поддержку экспорта". "Всемирная торговая организация заинтересована, чтобы Россия, обладающая грандиозным рынком, стала одним из ее членов", - уверен Лужков. Однако Россия, по мнению мэра, должна сказать: "Мы хотим быть в системе торговой цивилизации, но только на заявленных нами условиях".
Мэр дает советы по выбиванию денег
Затем московский градоначальник посоветовал чиновникам Минсельхоза запросить у правительства возмещение того ущерба, который был нанесен сельхозпроизводителям в результате морозов нынешней зимой.
"Минсельхозу нужно острее ставить этот вопрос, не боясь потерять должности, - нужно бояться потерять лицо", - заявил Лужков. По его мнению, "государству необходимо решить проблему компенсаций в чрезвычайном режиме, чтобы осенью не остаться без зерна".
По расчетам мэра, объем «морозных» выплат должен составить не менее 33 млрд. рублей, только тогда "Россия не снизит производство зерновых". Лужков уточнил, что на пересев озимых, погибших в результате холодов, этой весной потребуется около 970 тыс. тонн семян. "Закупка семян должна кредитоваться, но, учитывая, что треть хозяйств страны убыточна, необходимые кредиты им вряд ли выдадут", - предупредил мэр. По мнению градоначальника, государство должно мобилизовать все силы, чтобы страна не осталась без урожая. Рассуждая об аграрном нацпроекте, московский мэр заявил, что 35 млрд. рублей, предусмотренных в этом году бюджетом, - «крайне недостаточно». "Что можно сказать об этих инвестициях, если только Москва выделяет 18 млрд. рублей на создание 49 крупнотоварных агрохолдингов!" - воскликнул он.
"Сегодня у государства есть деньги, только оно из-за мнимых опасений не желает вкладывать их в село", - заключил Юрий Лужков.
Андрей Шаронов: где ВТО, там и субсидии
Как выяснилось, условия присоединения к ВТО никак не могут помешать правительству даже утроить нынешний уровень господдержки аграриям. "Размер субсидий для сельского хозяйства, который мы выторговываем, после присоединения к ВТО будет существенно выше, чем тот, который мы можем обеспечить на сегодняшний день", - заявил на вчерашнем форуме замминистра экономического развития Андрей Шаронов.
По его мнению, членство России в ВТО "неизбежно", поскольку наша страна тратит около 200 млрд. долларов на покупку импортной продукции, а объем экспорта составляет 241 млрд. долларов". «Тем самым мы сильно вовлечены в мировую экономику и поэтому должны участвовать в определении правил этой торговли", - отметил замминистра. (Ранее директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков заявлял, что «Россия резервирует за собой право после присоединения к ВТО увеличить субсидии сельскому хозяйству в три раза - до 10 млрд. долларов».)
Борьба с инфляцией правительству важнее
Недавние меры защиты отечественного сельскохозяйственного производителя дорого обошлись и правительству, и потребителям. После введения импортных квот на мясо (с 2004 года) расходы граждан на этот продукт увеличились на 4 млрд. долларов, а его потребление на душу населения при этом даже сократилось.
Правительство же поплатилось за заботу об аграриях в 2004 и 2005 годах лишними процентами инфляции. И поскольку в 2006 году оно объявило борьбу с инфляцией «задачей номер один», то лишних бюджетных вливаний аграрии, скорее всего, не получат. Против госсубсидий фактически выступил и сам Минсельхоз. Замминистра сельского хозяйства Сергей Митин отрапортовал вчера, что "урожаи последних лет позволяют полностью удовлетворить потребности страны в зерне и сохранить экспортный потенциал".
При этом объем экспорта зерна в этом сельскохозяйственном году (июль 2005 - июнь 2006-го) составляет около 12 млн. тонн, хотя ранее Минсельхоз ограничивал прогноз экспорта зерна уровнем в 10 млн. тонн. В тоже время, по словам Сергея Митина, Россия сохраняет высокую зависимость от импорта продовольствия. На сегодня долю импортных продуктов Минсельхоз оценивает в 33%.
А есть ли у России аграрное будущее?
Михаил Делягин / руководитель Института проблем глобализации:
"При нынешнем руководстве страной, которое рвется присоединяться к ВТО, не очень интересуясь, куда же оно присоединяется (официальный перевод соглашения ВТО появился на русском в 2004 году, а присоединяться первый раз мы должны были в декабре 2001), никакого будущего нет не только у аграрного комплекса, но и у России в целом.
При разумной политике умеренного протекционизма, значительно более слабого, чем протекционизм США и тем более Евросоюза, аграрный комплекс России будет одной из процветающих отраслей экономики. Но наступит это через 2-3 года после смены экономической политики, что невозможно без существенных изменений в политической системе. То есть в 2007-2009 годах мы войдем в системный кризис - плюс 2-3 года".
Александр Шохин / президент РСПП:
"У России богатое аграрное прошлое и, может быть, менее богатое, но все-таки будущее. Россия может быть поставщиком экологически чистых, генетически немодифицированных продуктов; Россия в состоянии конкурировать по целому ряду позиций и с европейскими, и с мировыми производителями - в частности, быть экспортером зерна. Россия может через какое-то время без заградительных пошлин довести целый ряд отраслей (в том числе животноводство) до конкурентоспособного уровня.
Очень правильно было бы выбрать в рамках общей стратегии сохранение сельского хозяйства не только как отрасли экономики, но и как образа жизни существенной части населения. И надо найти те виды сельхозпроизводства, где поддержка обернется выходом на конкурентоспособный уровень".
Давид Якобашвили / председатель совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания»:
«Аграрного будущего у нас - непочатый край, и я в него вкладываю! Судите сами: в России полностью благоустроены только 7% сел и деревень; не имеют водопровода 60% сельских домов; нет центрального отопления в 63% домов; канализации - в 70%; горячего водоснабжения нет в 83% сельских домов; газа - в 72%.
Так что перспектива развития абсолютна безбрежна! И у моих коров (а их 20 тысяч) тоже есть будущее. Они хорошо накормлены, дают хорошие надои, настроение у них веселое, и они любят друг друга!»
Юрий Черниченко / писатель:
«Мэр Москвы и муж миллиардерши Лужков утверждает, что аграрного будущего у России нет. И я тоже думаю, что теперь его нет, потому что нужны политические меры. Наше правительство и Кремль к этому не готовы. Президент готов смотреть на двугорбых расчесанных верблюдов и быка Зайчика в тонну весом, которых ему Гордеев показывает, и прочий диснейленд.
Этим познания президента и заканчиваются. Да ему это знать и не нужно. Но он назначил железнодорожника министром сельского хозяйства - это рекорд Гиннеса! У нас были «кукурузники», «бровеносцы в потемках», но такого министра еще не было! Ведь он и путеец никчемный, ни дня не работал по своей специальности! К власти пришла сплошная бюрократия, и земля попала в руки губернаторов и глав администраций районов».
Михаил Сергеев