В конце прошлого года президент Владимир Путин поручил правительству сделать доступнее для производителей Дальнего Востока рынки европейской России. В том, что дальневосточные товары не добираются до 80% жителей страны виновны, прежде всего, железнодорожные тарифы. При перевозке на такие расстояния (между Москвой и Владивостоком - около 9000 км) любая продукция с Дальнего Востока в европейской части страны становится неконкурентоспособной.
Ведомства решили объединить два поручения: президента и премьера Дмитрия Медведева, который в августе 2012 года на совещании в Омске согласился с необходимостью перейти к долгосрочным (пятилетним) железнодорожным тарифам.
Источник в Минэкономразвития рассказал "Финмаркету", сделать Владивосток ближе к Москве правительству так и не удалось.
РЖД: бюджет должен заплатить
Позицию ОАО "РЖД" изложил в своем письме в ведомство старший вице-президента компании по экономике и финансам Вадим Михайлов. Компания предлагает внести поправки в закон "О железнодорожном транспорте".
РЖД предлагает законодательно установить, чтобы тарифы на услуги железной дороги были:

Угольно-соевый эксперимент
Минэкономразвития с учетом в тарифах инвестиционных расходов и нормы прибыли согласно, утверждает источник "Финмаркета", и подготовит нужные поправки в законодательство к июню 2013 года. Уточнение основ ценообразования в железнодорожной сфере на уровне постановлений правительства намечено на сентябрь этого года.
Но у ведомства Андрея Белоусова есть собственный план роста грузовых железнодорожных тарифов в прогнозе долгосрочного развития России до 2030 года. Там нет никакого ценового всплеска с 2014 года, когда предполагается перейти на долгосрочное планирование тарифов. Ожидается, что услуги железнодорожников будут дорожать на 5,5% ежегодно с их общим удвоением к 2030 году по инерционному и форсированному сценарию и с увеличением на три четверти по базовому инновационному.
Есть и другая проблема - установление исключительных тарифов на железнодорожные перевозки для отдельных видов грузов и направлений запрещено межгосударственными соглашениями в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). С помощью льготных железнодорожных тарифов в 2011 году Казахстан успешно "поджимал" на мировом рынке российских производителей зерна.
Теперь для принятия решения о тарифной поддержке дальневосточников требуется согласие партнеров России по ТС.
Чтобы избежать роста тарифной нагрузки, Минэкономразвития предлагает включить исключительные тарифы в действующий на железной дороге прейскурант. Сейчас совместно с ФСТ прорабатывается такой вопрос в отношении каменного угля и зерна, в том числе сои. Эти льготы помогут производителям этих видов товаров сделать их продукцию доступнее на остальной России.
Получается, что специальные дальневосточные тарифы Минэкономразвития предполагает ввести пока только для производителей угля и сои. Видимо, в качестве эксперимента.
Льготы на перевозки в другую сторону
Опрошенные "Финмаркетом" эксперты сомневаются в эффективности предлагаемых в правительстве мер: дальневосточные товары на рынках остальной России вряд ли станут доступнее.
Но в перспективу заметного улучшения доступности российского рынка для дальневосточной продукции не верит даже глава Минвостокразвития Ишаев.
"Может быть, тариф на транспорт будет дешевле, но, учитывая транспортные расстояния, платежи значительные", - говорил он на президиуме Госсовета.
Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза
"Вывоз сои с Дальнего Востока в Центральную Россию малоперспективен. Слишком далеко. Еще менее мобильный, плохо хранимый товар - соевый шрот. Почти весь он потребляется на месте животноводством.
В Европейской же части проще покупать кубанскую сою и завозить импортную уже переработанную соевую продукцию. Соя уже импортируется в Калининград из Бразилии, перерабатывается и продается в остальной России, а масло отправляется на экспорт в Европу. Сейчас готовятся аналогичные проекты в Усть-Луге и еще на нескольких площадках.
Дальневосточную же сою надо вывозить на внешние рынки сбыта, где она очень востребована нашими ближайшими соседями японцами и корейцами в огромных количествах и импортируется из Америки, Австралии. И на эти рынки она должна быть доставлена по льготным тарифам, иначе она будет неконкурентоспособной.
Амурская область - это родина дикой сои. Там прекрасные условия. И вечная проблема сбыта при перепроизводстве.
Проблему встречных зерновых потоков на Дальнем Востоке не обойти. Дороговизна дальних перевозок действует в обе стороны. Там нет достаточного производства пшеницы, но есть потребление. Значит туда надо завозить алтайскую пшеницу или муку. К тому же надо рассматривать Красноярский край, Новосибирскую область, Алтайский край как потенциальных поставщиков зерна на рынки Японии, Кореи и Китая. Это самый объемный рынок сбыта зерновых в мире. И мы к нему с точки зрения морской доступности ближе всего.
Можно сколько угодно обсуждать обоснованность железнодорожных тарифов, но де-факто по затратам наши перевозки, скажем, в расчете на расстояние свыше 3 тыс. км в четыре раза дороже, чем у американцев. Это безумные затраты".
Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП)
"Объем добычи угля на Дальнем Востоке не позволяет его куда-либо вывозить. Энергетические угли Приморья, Амурской области, Якутии неконкурентоспособны по расстоянию и потребляются на месте. А качественные угли из Южной Якутии нацелены на стандартный экспортный путь через специально созданные для этого порты Восточный, Находка, в меньшей степени Совгавань.
Единственным заинтересованным в льготных перевозках угля с Дальнего Востока на Урал является компания "Мечел", которая купила часть якутских коксующихся угольных месторождений, исходя не столько из экономической целесообразности, а для обеспечения безопасности компании. Все металлургические компании в России озабочены выстраиванием вертикально-интегрированных систем, включающих все сырьевые компоненты, чтобы не быть зависимым от мировых цен на сырье и действий недружественных компаний. Все металлурги столкнулись с проблемой несовершенной конкуренции на нашем рынке, задиранием цен, откровенным шантажом. Поскольку "Мече"" последним занялся такой работой, он покупал то, что осталось, в частности, новый Эльгинский бассейн в Южной Якутии.
На Востоке могут образоваться встречные потоки льготируемых государством перевозок угля: с Якутии - через Кузбасс на Южный Урал, а с Кузбасса - через Дальний Восток на экспорт. Кузбасский губернатор Аман Тулеев еще в первой половине 2000-х пробил льготные железнодорожные тарифы для своего угля. И даже с ними в экспортной стоимости угля только четверть, ну может быть, треть составляет себестоимость добычи, остальное - транспортировка.
С Дальнего Востока во внутреннюю Россию почти ничего не поставляется. Реально заинтересованными в льготировании перевозок в этом направлении могут быть совместное предприятие "Соллерса" с японцами для сборки иномарок во Владивостоке. Приморцы эти автомобили не покупают, не доверяя российской сборке. Рынок сбыта для них может быть найден в Прибайкалье. Даже производители дальневосточной рыбы либо наладили поставки охлажденной продукции самолетами, либо все с концами продают в Японию и Корею.
В Приморском крае все больше занятых ранее соей площадей уходит под производство под лейблом "Сделано в России" овощей для Китая".
Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ
"Главная проблема долгосрочного тарифа в том, что до сих пор вопрос выделения субсидий часто решается в ручном режиме: то выделяем, то нет, то больше, то меньше. РЖД хочет перейти на сетевой контракт, договорившись с государством о перспективах развития на несколько лет: с определенными проектами, финансовыми обязательствами, тарифами.
Опыт других регулируемых монопольных отраслей доказывает, что инвестиционная составляющая в тарифе - это нормальная практика. Развитие, модернизация и реконструкция может идти либо через тарифы, либо через субсидии, взносы в капитал компаний и другую поддержку, оказываемую со стороны государства. Во втором случае - это средства налогоплательщиков. В конечном счете за все платит потребитель.
Я сторонник включения инвестиционной составляющей в тариф. Другое дело, что надо смотреть на экономические последствия и эффективность инвестиционных программ. Речь должна идти о своеобразной рассрочке для возврата денег через тариф. Такая модель обеспечивает меньшую нагрузку на потребителя, чем одномоментное включение всех инвестиций в тариф.
Инвестиционные расходы целесообразно размазывать на всех потребителей. Нет смысла включать инвестиционную составляющую только для пользователей новых или реконструируемых направлений. Вряд ли ветка Кызыл-Курагино окупится в относительно реальные 10-20 лет. Если переложить нагрузку на потребителя, который пользуется данной веткой, тариф будет такой высокий, что лишит смысла само существование дороги.
Включение инвестиционной составляющей в тариф очевидно приведет к его росту, существенно превышающему инфляцию. Речь может идти о 15-20-процентном росте. Для потребителей это будет чувствительно. Конкуренция на определенных участках с другими видами транспорта обострится. Уже сейчас в направлении Сочи стоимости двухчасового перелета и 20-часовой поездки на поезде сопоставимы.
На небольшие расстояния железная дорога проигрывает автомобильному уже давно. Расходы за пользование железнодорожной инфраструктурой включаются в тариф, а за пользование автодорогами потребитель фактически не платит".
Телеграм-канал: https://t.me/zolnews