Экспорт пшеницы из Индии возобновится не раньше мая 2003 г. По мнению
местных трейдеров, ввиду дефицита железнодорожных вагонов и
правительственной политике, направленной на приостановление экспорта пшеницы
низкого и среднего качества, экспорт пшеницы из Индии, по всей видимости,
возобновится не раньше мая 2003 г., когда будет убран новый урожай зерна и
снизится напряжение с железнодорожными вагонами.
С середины декабря 2002 г. индийское правительство запретило проводить
экспорт низкокачественной пшеницы, так как ввиду её низкой цены, которая на
20% ниже стоимости мукомольной пшеницы, довольно большая часть этой пшеницы
была вывезена на экспорт. Поэтому власти страны стали опасаться, что
оставшихся запасов пшеницы может не хватить для внутреннего потребления, в
связи с чем запретили заключение новых экспортных контрактов. Также в
начале нового года в стране проявился значительный дефицит железнодорожных
вагонов, и правительство Индии издало распоряжение о том, чтобы в первую
очередь производились внутренние перевозки зерна в центральные и западные
регионы страны, которые пострадали от засухи.
Теперь ввиду проблем с логистикой многие индийские трейдеры не могут
выполнить экспортные контракты, и задолженность по поставке пшеницы
зарубежным покупателям уже превысила 500 тыс. т, из-за чего компании
терпят большие убытки. Некоторые трейдеры даже пытались подвозить зерно к
портам автотранспортом, но это обошлось очень дорого. Индийские экспортеры
боятся, что в связи со сложившейся ситуацией Индия, как экспортер зерна, в
скором времени может потерять доверие со стороны зарубежных покупателей.
Индия вышла на мировой рынок пшеницы в качестве экспортера всего два года
назад, когда правительство решило распродать чрезмерно большие запасы зерна
в 50 млн. т, и с тех пор Индия закрепила свои позиции на зерновых рынках
стран Юго-Восточной Азии и Среднего Востока. В 2002 г. её экспорт
продовольственного зерна в эти страны составил 8,7 млн. т, что на 2,6 млн. т
выше, чем в предыдущем году.