24 апреля 2024 г., Среда
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Непотопляемая Прибалтика: как Россия «кормит» иностранные порты

10 августа 2021 17:45

Несмотря на общее падение объемов перевалки через порты сопредельных государств Прибалтики по итогам первого полугодия 2021 года, экспорт минудобрений, зерна и металлов через иностранные порты продолжил расти.

Совокупный объем российских внешнеторговых грузов, перегруженных через порты сопредельных государств Прибалтики, сократился почти на 15% по итогам первого полугодия 2021 года, составив 9,3 млн тонн или примерно 2% от общего объема грузов, экспортируемых через морские порты. Казалось бы, зависимость от иностранных портов ликвидирована, однако это пока еще не совсем так.

Дело в том, что падение объемов перевалки через иностранные порты Балтии произошло лишь за счет руды, «просевшей» на 17% - до примерно 1,3 млн тонн, в то время как объемы перевалки других сухогрузов росли, причем существенно: грузопоток российских минудобрений через порты Прибалтики вырос почти на 8%, до 4,4 млн тонн, зерна в 3,5 раза – до почти 750 тыс. тонн, черных металлов в 1,5 раза – до 214 тыс. тонн, цветных металлов в 1,4 раза – до почти 500 тыс. тонн (использованы данные структур Минтранса России).

Если говорить о руде, то здесь ситуация не слишком простая. Действительно, объем перевалки руды через порт Усть-Луга за тот же период вырос за счет того, что один из терминалов порта Усть-Луга перегрузил достаточно существенные объемы руды, при этом отказавшись от еще более существенного объема перевалки минудобрений (в сравнении с первым полугодием 2020 года), однако Большой порт Санкт-Петербург в то же самое время демонстрировал снижение объемов перевалки этого груза.

В целом наблюдался процесс переориентации руды на порты Дальневосточного бассейна, которые продемонстрировал рост грузооборота по руде на 16% на фоне существенного снижения объемов перевалки в южных портах, что связано с рыночной конъюнктурой и вероятно, с ростом ставок фрахта на балкеры, которые в этом году достигли десятилетних максимумов, превысив отметку в $30 тыс. в сутки для судов типоразмера Panamax и Capesize при том, что основной спрос на руду приходится на страны Азии (см. график ниже).

В любом случае говорить о том, что снижение перевалки руды в портах Прибалтики являлось следствием развития портовой инфраструктуры в России пока рано.

Интересно, что объем перевалки российской руды сократился даже в финском порту Коккола, который по итогам прошлого года показывал внушительный рост этого показателя, что подтверждает общую тенденцию на изменение экспортных направлений, о перевалке через Коккола более подробно мы писали ранее >>>>

Примечательно, что через тот же порт Усть-Луга объем перевалки минудобрений за рассматриваемый период упал и очень сильно, почти на треть, сократился в порту и грузооборот черных металлов. Это говорит о том, что иностранные порты продолжают пользоваться популярностью у российских грузоотправителей, а новые специализированные балкерные терминалы пока не заработали, как не пришли в Россию и обещанные удобрения из Белоруссии.

То же самое можно сказать и о перевалке зерновых: на фоне роста грузооборота российского зерна у соседей его перевалка через Большой порт Санкт-Петербург падала, а росла она лишь в Калининграде на собственном терминале грузоотправителя «Содружество Соя». Стоит ли говорить, что если не считать Калининград, то в Балтийском бассейне России нет специализированных зерновых терминалов, а проект создания такового терминала упомянутым «Содружеством Соя» в Ленинградской области был «зарублен» из-за протестов экологов?

Изменит ли эту картину ввод новых балкерных мощностей в Балтийском бассейне России, а конкретно в Усть-Луге и Приморске? Теоретически – да, поскольку специализированные мощности должны обеспечить отгрузку крупнотоннажных грузовых партий и в целом удешевить их хранение и перевалку, однако очень многое будет зависеть как от конъюнктуры на мировых рынках, ставок фрахта, так и конкретных условий работы и договоренностей с грузоотправителями. На данный же момент вывод прост: по некоторым видам грузов Россия продолжает зависеть от «надменного соседа», хотя, конечно, в общих масштабах экспорта эта зависимость не является критичной.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: