Сокращение объема урожая зерновых, переизбыток вагонов-зерновозов и перемещение значительной части зерновой грузовой базы «Укрзализныци» на частный автотранспорт обусловят существенное снижение стоимости аренды вагонов-зерновозов в 2023 г. Такой прогноз озвучил эксперт логистики, член Комитета по логистике ЕБА Юрий Щуклин.
Он отмечает, что решающим фактором предотвращения ажиотажного спроса на вагоны с одновременным сокращением их предложения станет изменение структуры агропроизводства и переориентация аграрной логистики на другие направления и транспортные средства.
«Как я и предупреждал еще в начале года, рекордные доходы 2022 от аренды вагонов-зерновозов обернутся для вагоновладельцев потерей источника этих доходов в 2023 году. И больше всего пострадает от этого «Укрзализныця». Ведь ее аграрная грузовая база перешла на автотранспорт и нет предпосылок ее возврата, поскольку владельцы автомобилей-зерновозов будут стремиться амортизировать свои расходы. Независимо от того, какие останутся сухопутные или морские коридоры для экспорта, зерна все равно будет меньше. А вагонов для перевозки будущего урожая – на 9-10 тысяч больше, чем нужно. Я уверен, что цена суточной аренды вагона-зерновоза до конца 2023 г. будет минимальной за всю историю и составит около 500 грн. Это будет тяжелый год для вагоновладельцев», – констатирует эксперт.
Также Ю. Щуклин акцентирует, что потеря собственной аграрной грузовой базы будет побуждать «Укрзализныцю» изменять ценообразование и структуру услуг. В то же время профицит вагонов будет стимулировать частные вагонные парки заключать с аграриями долгосрочные взаимные обязательства, когда владелец зерна гарантирует наличие груза, а вагоновладелец – наличие подвижного состава по фиксированной стоимости на определенный период.
«Это обезопасит аграриев от последствий возможного увеличения финансовой нагрузки на частные вагонные парки со стороны "Укрзализныци"», – считает эксперт.
Телеграм-канал: https://t.me/zolnews