Реклама
5 декабря 2025 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Зерно, грузооборот которого в морских портах России рос долгое время, в третьем квартале все же показало снижение объемов перевалки. Среди причин — сокращение спроса в Китае, урожай в Европе и США. На этом фоне ведутся разговоры о создании зерновой биржи БРИКС, однако конкретики на этот счет пока мало — проект весьма сложен в реализации.

Объем перевалки зерна по итогам третьего квартала 2024 года в морских портах России сократился на 6,2%, до 19,8 млн тонн год к году. При этом по данным за январь-сентябрь 2024 года перевалка зерна возросла на 4,3% год к году, до почти 57 млн тонн.

Главные портовые мощности по перевалке зерновых расположены в Азово-Черноморском бассейне, работа которого осложняется ограничениями провозной способности железнодорожных подходов и близостью к зоне военных действий.

Любопытно, что на этом фоне российское зерно продолжает перегружаться через порты Латвии (в основном Лиепаю) и немного Литвы. По имеющимся в распоряжении «ПортНьюс» данным, с января по сентябрь 2024 года через порты Прибалтийских государств было перегружено около 1,6 млн тонн российского зерна. Правда, объемы перевалки через эти страны быстро сокращаются (за 9 месяцев 2024 года спад составил 15% год к году). Кроме того, в российском Балтийском бассейне активно наращивал грузооборот новый зерновой терминал «Порта Высоцкий» (который был создан в рамках диверсификации грузов, ранее стивидорная компания работала только с углем). Хорошие показатели роста перевалки зерна показывают и порты Каспийского бассейна, работающие в рамках МТК «Север — Юг».

Однако все эти локальные растущие объемы в абсолютных цифрах невелики, а если говорить в целом, то еще в августе Российский зерновой союз прогнозировал существенное падение экспорта в новом сезоне (начинается с 1 июля) — уже с июля наблюдалось падение поставок на экспорт по всей номенклатуре зерновых совокупно на 27%. В качестве причины падения глава Союза Аркадий Злочевский называл рост ключевой ставки, снижение цен на зерно в мире, ограничения на ввоз иностранных семян (при отсутствии своих нужного качества), а также введенный Турцией запрет на импорт пшеницы.

Аркадий
Злочевский

Отметим, что пока что факторы, снижающие спрос на зерно в мире, лишь усугубляются. Так, руководство Центробанка России на днях заявило, что не намерено смягчать кредитно-денежную политику, — напротив, не исключается продолжение увеличения ключевой ставки. Снижение цен на зерно в мире происходит из-за роста урожая в Европе и США, а также снижения спроса со стороны Китая. Последний фактор связывается с общим замедлением китайской экономики и сокращением в этой стране поголовья скота. Впрочем, некоторые эксперты ожидают оживления спроса зимой. При этом отметим, что Китай по-прежнему препятствует импорту российской озимой пшеницы под предлогом фитосанитарных требований, при этом закупая аналогичную по качеству украинскую и казахскую.

На этом фоне обсуждается возможность образования зерновой биржи в рамках БРИКС. Ее появление позволило бы при ценообразовании не зависеть от индикаторов европейских и американских хабов, создать более стабильный рынок, а кроме того поспособствовало бы созданию единой валюты БРИКС.

Предпосылкой к созданию биржи является тот факт, что Россия, Индия и Китай являются крупнейшими производителями зерна в мире, при этом Россия — его крупнейшим экспортером. Такие члены БРИКС, как Бразилия и ЮАР, также представляют собой крупных игроков на мировом зерновом рынке.

Член Экспертного совета ассоциации «Афанасий Никитин», президент консультационной компании «АЛЕКСАНДРА», эксперт по биржевой торговле Александр Белозерцев:

«Успех совсем не гарантирован, поскольку такая биржа (если она будет создана) не станет изолированным рынком, а будет работать в довольно конкурентной среде международного зернового бизнеса. Очевидно, что по-прежнему отсутствует понимание того, где должна располагаться такая организованная торговая площадка, кто будет являться членами биржи, как она будет функционировать (наличный/спотовый рынок или рынок зерновых деривативов) и как она будет управляться».

Тем не менее проект создания зерновой биржи крайне сложен в практической реализации и пока не «оброс» конкретикой. Так, по мнению члена Экспертного совета ассоциации «Афанасий Никитин», президента консультационной компании «АЛЕКСАНДРА» и эксперта по биржевой торговле Александра Белозерцева (приводится Российским зерновым союзом), совокупность факторов, включая последствия пандемии коронавируса, конфликт на Украине, перебои в торговле зерном в Черноморском регионе, санкции, геополитическую напряженность и инфляцию, ставит под сомнение реалистичность создания такой биржи.

Как бы то ни было, рост населения Земли делает зерно перспективным товаром для мировой торговли на долгосрочном горизонте.

Каталог
Сельхозтехники
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн:
И ты, зерно. В третьем квартале объемы перевалки снизились
5 декабря 2025 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


И ты, зерно. В третьем квартале объемы перевалки снизились

2 ноября 2024 15:00

Зерно, грузооборот которого в морских портах России рос долгое время, в третьем квартале все же показало снижение объемов перевалки. Среди причин — сокращение спроса в Китае, урожай в Европе и США. На этом фоне ведутся разговоры о создании зерновой биржи БРИКС, однако конкретики на этот счет пока мало — проект весьма сложен в реализации.

Объем перевалки зерна по итогам третьего квартала 2024 года в морских портах России сократился на 6,2%, до 19,8 млн тонн год к году. При этом по данным за январь-сентябрь 2024 года перевалка зерна возросла на 4,3% год к году, до почти 57 млн тонн.

Главные портовые мощности по перевалке зерновых расположены в Азово-Черноморском бассейне, работа которого осложняется ограничениями провозной способности железнодорожных подходов и близостью к зоне военных действий.

Любопытно, что на этом фоне российское зерно продолжает перегружаться через порты Латвии (в основном Лиепаю) и немного Литвы. По имеющимся в распоряжении «ПортНьюс» данным, с января по сентябрь 2024 года через порты Прибалтийских государств было перегружено около 1,6 млн тонн российского зерна. Правда, объемы перевалки через эти страны быстро сокращаются (за 9 месяцев 2024 года спад составил 15% год к году). Кроме того, в российском Балтийском бассейне активно наращивал грузооборот новый зерновой терминал «Порта Высоцкий» (который был создан в рамках диверсификации грузов, ранее стивидорная компания работала только с углем). Хорошие показатели роста перевалки зерна показывают и порты Каспийского бассейна, работающие в рамках МТК «Север — Юг».

Однако все эти локальные растущие объемы в абсолютных цифрах невелики, а если говорить в целом, то еще в августе Российский зерновой союз прогнозировал существенное падение экспорта в новом сезоне (начинается с 1 июля) — уже с июля наблюдалось падение поставок на экспорт по всей номенклатуре зерновых совокупно на 27%. В качестве причины падения глава Союза Аркадий Злочевский называл рост ключевой ставки, снижение цен на зерно в мире, ограничения на ввоз иностранных семян (при отсутствии своих нужного качества), а также введенный Турцией запрет на импорт пшеницы.

Аркадий
Злочевский

Отметим, что пока что факторы, снижающие спрос на зерно в мире, лишь усугубляются. Так, руководство Центробанка России на днях заявило, что не намерено смягчать кредитно-денежную политику, — напротив, не исключается продолжение увеличения ключевой ставки. Снижение цен на зерно в мире происходит из-за роста урожая в Европе и США, а также снижения спроса со стороны Китая. Последний фактор связывается с общим замедлением китайской экономики и сокращением в этой стране поголовья скота. Впрочем, некоторые эксперты ожидают оживления спроса зимой. При этом отметим, что Китай по-прежнему препятствует импорту российской озимой пшеницы под предлогом фитосанитарных требований, при этом закупая аналогичную по качеству украинскую и казахскую.

На этом фоне обсуждается возможность образования зерновой биржи в рамках БРИКС. Ее появление позволило бы при ценообразовании не зависеть от индикаторов европейских и американских хабов, создать более стабильный рынок, а кроме того поспособствовало бы созданию единой валюты БРИКС.

Предпосылкой к созданию биржи является тот факт, что Россия, Индия и Китай являются крупнейшими производителями зерна в мире, при этом Россия — его крупнейшим экспортером. Такие члены БРИКС, как Бразилия и ЮАР, также представляют собой крупных игроков на мировом зерновом рынке.

Член Экспертного совета ассоциации «Афанасий Никитин», президент консультационной компании «АЛЕКСАНДРА», эксперт по биржевой торговле Александр Белозерцев:

«Успех совсем не гарантирован, поскольку такая биржа (если она будет создана) не станет изолированным рынком, а будет работать в довольно конкурентной среде международного зернового бизнеса. Очевидно, что по-прежнему отсутствует понимание того, где должна располагаться такая организованная торговая площадка, кто будет являться членами биржи, как она будет функционировать (наличный/спотовый рынок или рынок зерновых деривативов) и как она будет управляться».

Тем не менее проект создания зерновой биржи крайне сложен в практической реализации и пока не «оброс» конкретикой. Так, по мнению члена Экспертного совета ассоциации «Афанасий Никитин», президента консультационной компании «АЛЕКСАНДРА» и эксперта по биржевой торговле Александра Белозерцева (приводится Российским зерновым союзом), совокупность факторов, включая последствия пандемии коронавируса, конфликт на Украине, перебои в торговле зерном в Черноморском регионе, санкции, геополитическую напряженность и инфляцию, ставит под сомнение реалистичность создания такой биржи.

Как бы то ни было, рост населения Земли делает зерно перспективным товаром для мировой торговли на долгосрочном горизонте.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: