РЖД предложили повысить цену «парковки» вагонов на путях. Скажется ли это на скорости перемещения грузов
РЖД предложили увеличить плату за «парковку» вагонов на отдельных станциях в условиях профицита парка на сети (сейчас он оценивается перевозчиком в 240 тыс. штук, всего в сети обращаются 1,3 млн вагонов) для обеспечения ее бесперебойного функционирования, в том числе выполнения государственных задач. Такая инициатива изложена в проекте изменений в соответствующую статью Устава железнодорожного транспорта (РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием).
На некоторых станциях плата за простой может быть увеличена в десять раз, перечень таких станций пока не определен, но в соответствии с предложением РЖД к ним могут относиться пути, примыкающие к предприятиям непрерывного цикла.
Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования была установлена соответствующим приказом Федеральной службы по тарифам (сейчас — Федеральная антимонопольная служба) в 2015 году. Предусмотрена их ежегодная коррекция. В последний раз расценки повышались в 2024 году на 24,8% год к году в рамках общей индексации тарифов РЖД (была проведена 1 декабря 2024 года), всего за последние десять лет они выросли в 2,2 раза.
Среди аргументов в пользу повышения расценок — снижение нагрузки на пути общего (инфраструктура РЖД, по которой перемещаются пассажиры и грузы) и необщего пользования (например, железные дороги предприятий), сокращение количества временно задержанных поездов, потенциальный рост погрузки (она снижается в течение всего 2025 года, за восемь месяцев показатель упал на 7,1%, до 738,8 млн т, под давлением конъюнктурных факторов) и минимизация рисков нарушения сроков доставки грузов и порожних вагонов, что позволит повысить надежность доставки, мотивировать владельцев вагонов к размещению невостребованного парка на инфраструктуре необщего пользования и качественнее планировать управление собственными парками, говорится в пояснительной записке к акту.
В документе указано, что занятность путей простаивающими вагонами приводит к невозможности приема подвижного состава в том числе на станциях со значительным объемом грузовой работы (подача и уборка вагонов), к которым примыкают железные дороги предприятий оборонной промышленности и непрерывного производственного цикла, контейнерных терминалов и погранпереходов. В результате доставка грузов задерживается, и это влечет за собой риски срывов производственных циклов и нарушение стабильного функционирования предприятий, а в перспективе — невыполнение контрактов по поставке продукции, в частности для государственных нужд. Например, ритмичные отгрузки имеют критическое значение для металлургических заводов в силу их зависимости от сырья на складах, в противном случае возможна остановка доменных печей.
РБК направил запросы в эти ведомства, а также в аппарат вице-премьера Виталия Савельева.
Реакция операторов
Планы повысить плату за «парковку» не поддержали в Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ; в него входят крупнейшие игроки рынка — Первая грузовая компания, Национальная транспортная компания, Новая перевозочная, «Трансойл» и другие), о чем в письме от 15 сентября сообщил заместителю министра транспорта Алексею Шило исполнительный директор СОЖТ Игорь Санковский (есть в распоряжении РБК).
По мнению Санковского, в проекте акта нет обоснования необходимости «именно десятикратного» увеличения платы и оценки его влияния на загруженность путей и оборот вагона (среднее время его производственного цикла — от погрузки до следующей погрузки), а также не предусмотрено повышение финансовой ответственности РЖД. «Отсутствует комплексный и сбалансированный подход к формированию системы взаимной финансовой ответственности участников перевозочного процесса, что имеет особую актуальность в условиях введенных РЖД ограничений на перевозку порожних вагонов и реализации инициатив, направленных на расширение механизма перемещения порожних вагонов», — заключили в СОЖТ.
В СОЖТ указывают, что при нынешних расценках на «парковку» (в первые трое суток — 262,95 руб. за вагон в сутки, далее — 1314,73 руб. на станциях выгрузки и припортовых) прирост доходов РЖД в 2025 году составит 1,7 млрд руб., что на 35% превышает первоначальный план, а при повышении ставок в 10 раз эта статья становится «коммерчески интересной», что может привести к «дестимулирующему» эффекту для ритмичного перевозочного процесса.
Как вывод лишних вагонов влияет на перевозки
С осени 2024 года РЖД совместно с операторами принимают меры, чтобы сбалансировать количество вагонов по отношению к имеющейся грузовой базе (в том числе между перевозчиком и участниками рынка заключаются соглашения о взаимодействии при допуске и эксплуатации вагонов на инфраструктуре РЖД). Помимо исключения вагонов из движения, практикуется и их ускоренное списание. По оценкам ИПЕМ, в сентябре объем выбытия впервые за последние десять лет превысил поставки, в результате общий зарегистрированный парк сократился. Выбытие увеличилось в прошлом месяце на 1,6–1,7 тыс. штук главным образом за счет роста списания полувагонов и платформ. Это стало следствием сокращения спроса на вагоны из-за спада погрузки и существенного избытка парка, который привел к снижению ставок аренды и предоставления (на 45–70% по долгосрочным и спотовым контрактам с начала года) полувагонов и, как следствие, к доходности оперирования, а также дефициту мест для размещения порожних вагонов, не занятых длительное время на перевозках.
В итоге за десять месяцев из процесса грузоперевозок выведено 217 тыс. невостребованных вагонов — по оценке РЖД, это улучшило показатели работы железной дороги: например, в августе на двое суток ускорился оборот вагона, на 11% выросла производительность локомотивного парка, скорость доставки грузовых отправок повысилась на 157,2 км в сутки. Доля груженых отправок, доставленных в установленный срок, увеличилась с 94 до 99%.
По мнению Владимира Савчука, замгендиректора ИПЕМ, повышение стоимости отстоя вагонов для РЖД — это «не бизнес-история», так как компания не стремится заработать на этом, цель состоит в освобождении путей для выполнения технологических операций, связанных с перевозками, сортировкой вагонов и так далее, но директивно убрать подвижной состав невозможно, передислокация доступна лишь с ограниченного количества станций. «То есть основная мысль для РЖД заключается в том, что им надо освободить инфраструктуру с помощью экономического метода для выполнения перевозок», — рассуждает эксперт. Плюс низкие цены на «парковку» ограничивают инвестиции в инфраструктуру для отстоя. «Если же отстой будет стоить достаточно дорого, то появятся инвесторы, которые профинансируют строительство путей для отстоя. И, таким образом, рынок будет балансировать емкость, спрос и предложение», — резюмировал Савчук.
Телеграм-канал: https://t.me/zolnews