О целесообразности введения экспортных пошлин на семена льна
В конце августа 2025 года, по сообщению Интерфакса, Таможенная подкомиссия одобрила введение пошлины в 10% на экспорт масличного льна. Сама пошлина фактические еще не введена, официальных постановлений на этот счет не было.
Как сообщает Интерфакс, ввести экспортную пошлину на масличный лен весной предложил Масложировой союз. Необходимость этой меры объяснялась тем, что "масличный лен – единственная культура, которая не защищена с точки зрения стимулирования внутренней переработки". При этом изначально обсуждались и куда более фатальные для отрасли по выращиванию льна пошлины – в размере 30%.
Основной вывод: введение пошлин с точки зрения поддержки отрасли по переработке льна в настоящее время преждевременно и экономически нецелесообразно и имеет больше минусов, чем плюсов, в краткосрочной перспективе затруднит сбыть рекордных урожаев, негативно отразится на сельхозпроизводителях и посевах на следующий год, а в среднесрочной – и на отечественных переработчиках, ради которых предполагается вводить пошлину. В текущем сельхозгоду, напротив, нужно думать о том, как поддержать цены на лён в условиях рекордных урожаев и сужения рынков сбыта, чтобы сохранить инвестиционную привлекательность выращивания льна в стране. Рассмотрим основные тезисы.
Отсутствие выраженного спроса на семена льна на внутреннем рынке
Во-первых, нет сопоставимого со сборами спроса на семена масличного льна внутреннем рынке, культура экспортоориентированная (выращивается целенаправленно для продажи на экспорт).
Переработка льна как таковая в России не развита. В 2025 году, как ожидают в АБ-Центр, будет собрано 1,6 млн тонн семян масличного льна. Мощностей по переработке такого объема в стране и близко нет.

Напомним, что в 2024 году в стране произведено всего 14,3 тыс. тонн льняного масла. К слову, еще в 2020 году этот объем составлял около 40 тыс. тонн (что на фоне объемов предложения сырья также было "каплей в море"), но ввиду сокращения спроса (главным образом со стороны Китая) он заметно снизился.

Если рассматривать Китай как ключевой канал реализации масла, то эта страна в 2024 году во всех странах мира закупила всего 7,7 тыс. тонн льняного масла. Пик приходился на 2020 год (чуть более 50 тыс. тонн из всех стран мира, включая РФ).
Китай стремится закупать сырьё, но не продукты переработки, и исключения здесь очень редкое явление. На примере рынка сои: в первом полугодии 2025 года Китай закупил на внешних рынках 49,4 млн тонн соевых бобов. При этом закупки продуктов переработки сои выглядят на этом фоне ничтожно малыми (22,0 тыс. тонн соевого шрота и 34,4 тыс. тонн соевого масла).
В России в 2025 году стартовал единственный крупный проект по переработке льна, но его мощности – всего 150 тыс. тонн в год. То есть при максимальной загрузке он переработает менее 1/10 урожая.
Введение пошлин могло бы иметь целесообразность если бы отрасль по переработке обеспечивала сельхозпроизводителям гарантированный сбыт как минимум в 1,2-1,5 млн тонн, если бы заводы стояли недозагруженные сырьём, а оно при этом бы отгружалось на экспорт. На сегодня, когда доля семян, идущих на переработку, ничтожно мала (даже с учетом нового проекта она не превышает 15%* сборов), введение пошлин для стимулирования переработки расставляет некорректные акценты в развитии отрасли.
* - если исходить из его заявленной проектной мощности (переработка 150 тыс. тонн семян с получением 50-55 тыс. тонн масла в год) и текущего уровня производства, которое было в стране до его запуска (всего 14,3 тыс. тонн по официальным данным Росстата).
Низкий уровень цен на семена льна в России и вопросы справедливого распределения выгод
Во-вторых, цены на семена льна в России и без введения пошлин заметно ниже мировых. Об этом в том числе свидетельствует тот факт, что страна экспортирует их в колоссальных объемах. То есть российские семена льна конкурентны на мировых рынках как по качеству, так и по цене. Тот же Китай закупает семена льна в России, Казахстане и Канаде. Цены на российское сырьё самые низкие. См. материал: Китай. Анализ импорта семян масличных культур и продуктов их переработки (масло, шрот) в 2001-2025 гг.
Российские переработчики будут реализовывать льняное масло, жмыхи и шрот по мировым ценам. В этом случае возникает вопрос – почему тогда они не могут покупать сырьё, то есть семена льна также по мировым ценам (тем более что в РФ цены ниже среднемировых). Российский переработчик уже находится в выигрышном по сравнению с конкурентами положении, так как имеет географическую близость к сырью.
В этой связи мы видим, что введение пошлин в краткосрочной перспективе играет в пользу повышения маржинальности всё еще слаборазвитой отрасли по переработке и играет против сельхозпроизводителей, выращивающих лён в колоссальных масштабах. А в долгосрочной перспективе введение пошлин негативно отразится и на самой переработке.
Отметим, что развитие этого направления (выращивание льна) во многом и было связано с тем, что экспорт не облагался пошлинами. Подобные ограничения (особенно при отсутствии выраженного спроса на внутреннем рынке) могут негативно отразиться на объемах выращивания льна в стране в следующем году (что приведет к росту цен, от чего пострадают те же переработчики, ради которых введение пошлин и было инициировано).
Возможные сложности со сбытом семян льна и без введения пошлин
В-третьих, и без введения пошлин в текущем сельхозгоду (2025/2026) могут возникнуть сложности со сбытом семян льна из-за рекордных урожаев и сужения рынков сбыта. В этом случае есть вероятность, что цены просядут и без введения пошлин и здесь наоборот, нужно думать о том, как этот уровень цен поддержать, чтобы сохранить повышенную инвестиционную привлекательность выращивания льна в стране.
В настоящее время заметно снизилась диверсификация экспортных поставок льна по странам. Страны ЕС по состоянию на первое полугодие 2025 года практически полностью свернули закупки льна в РФ.
Ввоз в Бельгию, по данным EUROSTAT, в январе-мае 2025 года к аналогичному периоду прошлого года упал на 98,5% (с 154,9 тыс. тонн до 2,3 тыс. тонн), в Польшу – на 56,8% (с 27,6 тыс. тонн до 11,9 тыс. тонн), в Латвию – на 87,2% (с 17,4 до 2,2 тыс. тонн), ввоз в Италию полностью прекратился (годом ранее составлял 6,5 тыс. тонн).
По состоянию на первое полугодие 2025 года практически единственным крупным покупателем российских семян льна стал Китай. Ввоз в Китай, по данным Главного таможенного управления КНР, в январе-июне 2025 года вырос на 44,3% до 504,1 тыс. тонн.
К слову, основной конкурент России по льну на китайском рынке - Казахстан расширил в 2025 году площади под льном до 1 347,2 тыс. га против 971,6 тыс. га годом ранее. Это уже не столь сильно далеко от российских площадей (1 950 тыс. га в 2025 году). Поэтому и на этом практически единственном рынке сбыта российского льна конкуренция заметно усилится.
В 2024 году на долю российского льна пришлось 76,1% всех закупок семян льна Китаем, казахстанского льна – 17,8%, льна из Канады и других стран 6,1%. По итогам 2025 года доля Казахстана может возрасти. Кроме того, у казахстанской продукции отрыт доступ и к другим рынкам, в т.ч. к рынкам стран ЕС.
Дешевый лён для переработчиков сегодня вернет свое в следующем году
Введение пошлин снизит экспортные продажи. Давление на цены на внутреннем рынке, и без того сильное в условиях рекордных урожаев и сужения рынков сбыта, усилится ещё больше. Часть урожая уйдет в переходящие запасы на следующий год. Из-за этого сельхозпроизводители в 2026 году сократят площади и уже через год-полтора мы увидим стремительный рост цен, с которым столкнутся в первую очередь отечественные переработчики. То есть в моменте из-за введения пошлин они "дожмут" сельхозпроизводителя и закупят семена на переработку по ещё более низким ценам, но в следующем сельхозгоду за это придется расплачиваться.
Выводы от АБ-Центр: введение пошлин является хорошим инструментом регулирования рынка, но с точки зрения развития переработки это пока преждевременно и экономически не целесообразно. Пока внутренний спрос на семена льна находится на низких отметках, отрасль по выращиванию семян льна по-прежнему является экспортоориентированной любые ограничения приведут лишь к сокращению объемов предложения сырья и росту цен, что в итоге негативно отразится и на набирающей обороты отрасли по переработке льна в стране. Особенно нежелательным введение пошлин выглядит в условиях возможных проблем со сбытом в текущем 2025/2026 сельхозгоду (рекордный урожай и снижение диверсификации поставок по странам).
Автор: Алексей Плугов, к.э.н., руководитель АБ-Центр.
Телеграм-канал: https://t.me/zolnews