28 марта 2024 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Россия. ТОВАРНЫЕ зерновые ИНТЕРВЕНЦИИ в октябре. ЧТО, КАК, КОГДА. НОВОЕ при проведении

19 октября 2007 08:20
Министерство сельского хозяйства РФ опубликовало на своем Интернет-ресурсе сообщение о начале биржевых торгов для осуществления товарных зерновых интервенций. В сообщении говорится, что торги состоятся 29 и 31 октября 2007г. на торговой площадке ЗАО "Национальная товарная биржа". Отмечается, что интервенции проводятся для стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Государственным агентом по проведению государственных товарных интервенций является ОАО "Агентство по регулированию продовольственного рынка". Установлены предельные уровни максимальных цен на выставляемое на продажу в ходе данные торгов продовольственное зерно: на мягкую продовольственную пшеницу 3-го класса - 5 тыс. руб./тонну, на мягкую продовольственную пшеницу 4-го класса - 4 тыс. 700 руб./тонну, на продовольственную рожь группы "А" - 3 тыс. 900 руб./тонну. На сегодня в государственном интервенционном фонде находится 1,5 млн тонн зерна. Биржевые торги проводятся в единой электронной системе торгов зерном (СТЗ) в виде последовательных минисессий, на которых выставляются лоты мягкой продовольственной пшеницы 3 и 4 классов, а также продовольственной ржи группы "А". Правовой базой интервенционных торгов являются статья 14 ФЗ "О развитии сельского хозяйства"(от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ), а также постановление правительства РФ от 3 августа 2001г. N580 "Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
      В соответствие с действующим с начала 2007г. ФЗ "О развитии сельского хозяйства", предельные уровни минимальных максимальных цен на зерно, другую сельскохозяйственную продукцию в целях проведения интервенций, как закупочных, так и товарных, определяются Минсельхозом РФ в порядке, установленном правительством РФ. При этом теперь ежегодно не позднее марта Минсельхоз РФ должен согласовать с ФСТ и опубликовывать установленный уровень минимальных цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию для проведения закупочных интервенций (если бы таковые состоялись). Так, в марте 2007г. эти уровни были установлены следующим образом: на мягкую продовольственную пшеницу 3-го класса - от 3 тыс. 250 руб./тонну для ЦФО, 3 тыс. руб./тонна для ЮФО, 3 тыс. 500 руб./тонна для восточной группы регионов; на мягкую пшеницу 4-го класса - от 2 тыс. 900 руб./т до 3 тыс. 100 руб./т, на рожь продовольственную группы "А" - 2 тыс. 600 руб./т.
      Отметим, что ранее даты проведения зерновых интервенций назначались постановлением правительства РФ, однако, как пояснили специалисты министерства, теперь законодательно даты проведения интервенций могут назначаться Департаментом регулирования агропродовольственного рынка Минсельхоза РФ, который за 10 рабочих дней до первого дня проведения торговой сессии, предоставляет агенту (в 2007г. это "Агентство по регулированию продовольственного рынка", подписавшее госконтракт с Минсельхозом) данные для формирования сводной ведомости лотов. Ранее функцию агента выполняло ФГУП "Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка" при Министерстве сельского хозяйства РФ.
      Впервые зерновые интервенции в РФ были проведены в ноябре 2001г. Интервенции направлены на регулирование цен на российском рынке зерна: при снижении средних цен ниже установленного уровня начинаются закупки, при повышении - реализация зерна, заложенного в интервенционный фонд на аккредитованных элеваторах. По сути, интервенции нацелены на нивелирование высокой ценовой волатильности зернового рынка РФ, что обусловлено нестабильностью валовых сборов зерна в РФ на фоне недостаточно развитой инфраструктуры рынка. Интервенции ориентированы не только на биржевую торговлю, но и на повышение стабильности доходов непосредственных производителей. Индикативной ценой по программе зерновых госинтервенций обозначается тот уровень цен на определенные виды зерна, при достижении которых проводятся закупочные интервенции. Заявленные цены включают в себя расходы, связанные с доставкой зерна до отобранных в установленном порядке организаций, осуществляющих хранение запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также с погрузочно-разгрузочными работами, приемкой, подработкой и сушкой зерна.
      Последние интервенции носили закупочный характер и проводились с 6 октября 2006г. в отношении мягкой продовольственной пшеницы 3 класса урожая 2006г. в регионах Урала и Сибири. В результате данных закупочных торгов в государственном фонде было собрано 1,5 млн тонн зерна. В предшествующие закупки (с августа 2005г. по январь 2006г.) государство потратило 5 млрд руб. и приобрело 1 млн 660 тыс. тонн зерна. Тогда правительство РФ поставило условие, что продавать зерно смогут только организации, крестьянские (фермерские) хозяйства или индивидуальные предприниматели, получившие подтверждение статуса сельхозпроизводителя и прошедшие аккредитацию на бирже. Продавцами зерна стали победители биржевых торгов, заключившие договор поставки базисного актива в интервенционный фонд.
      Однако эксперты рынка не всегда однозначно высказываются о целесообразности проведения интервенций, считая, что они оказывают незначительное, в отличие от стимулирования или регулирования экспорта зерна, или не всегда уместное влияние на ценовую ситуацию. Так, например, в 2004г., когда анонсированные Минсельхозом РФ интервенции так и не были проведены, в результате чего цена зерна упала в полтора раза: производители сначала придерживали зерно, а после того как стало понятно, что интервенций не будет, начали его сбрасывать на рынок. Между тем, за последний год со стороны правительства РФ и Минсельхоза РФ были предприняты шаги в сторону упрощения процедуры согласования механизма интервенций между различными ведомствами и в сторону его автоматизации, когда необходимость проведения интервенций определяется прежде всего уровнем цены на рынке, а не распоряжениями правительства. Однако в сентябре 2007г. участники "круглого стола" Совете Федерации (СФ), в котором приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, представители субъектов Федерации, министерств и ведомств, пришли к выводу, что отдельные разрозненные и несвоевременные попытки государства регулировать зерновой рынок пока не дают сколько-нибудь ощутимого эффекта для развития зернового хозяйства страны. В связи с чем эксперты рекомендуют правительству рассмотреть вопрос о снижении железнодорожного тарифа на перевозку продукции зернопереработки, реализуемую за пределы Алтайского края на расстояние более 1 тыс. км, а также сохранить компенсации части затрат на приобретение горючесмазочных материалов. Министерству сельского хозяйства РФ рекомендуется при проведении государственных закупочных интервенций осуществлять дифференцированный подход к формированию закупочных цен, устанавливая их на 20% выше для регионов Сибирского федерального округа.
      Созданию программы госинтервенций способствовало то обстоятельство, что в 2002г. в России был собран рекордный в новейшей истории урожай в 86,6 млн т зерна. В 2002-2003 сельхозгоду (с июля по июль) на экспорт было поставлено рекордное количество зерна со времен дореволюционной России - 18,5 млн т. Россия вошла в пятерку крупнейших стран-экспортеров зерна. Большую часть экспорта составили пшеница и фуражный ячмень. Несмотря на значительное снижение валового сбора зерна в 2003г., высокий экспортный спрос на российское зерно способствовал вывозу 7,3 млн т зерна (включая муку в пересчете на зерно). В то же время недостаточность собственных ресурсов привела в 2003-2004 сельхозгоду к росту объемов импорта, в первую очередь пшеницы и кукурузы, до 2,4 млн т (2002-2003 - 1,8 млн т). Рост валового сбора зерна в сезоне 2004-2005 сельхозгоду до 78,1 млн т позволил России вывезти 9,1 млн т зерна и остаться в списке ведущих мировых экспортеров. При этом почти 70% в экспорте зерна составила пшеница 4 класса при значительном снижении вывоза ячменя. В 2005г. валовой сбор зерна составил 78,2 млн т, а экспорт оценивается в 12 млн т зерна. Урожай 2006г. по причине значительного падения валового сбора озимых зерновых несколько стагнировал, составив 78,4 млн тонн, экспорт составил 11 млн тонн, по оценкам Минсельхоза РФ. Еще в середине июня 2007г. министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев опасался, что урожай зерна в России будет несколько ниже, чем в 2006г. (78,4 млн т), и составит в 2007г. 76 млн т. Однако уже в сентябре 2007г., когда сбор урожая в основных зернопроизводящих регионах завершался, Минсельхоз РФ пересмотрел оценку в сторону оптимистических прогнозов и обозначил уровень 80 млн тонн в чистом весе, а экспортный потенциал 2007-2008гг. 12 млн тонн. вместо 10 млн тонн, прогнозируемых ранее. Тем не менее рост мировых цен на зерно в связи с возрастающим спросом на биотопливо, прежде всего в странах ЕС, повлиял на ценовую конъюнктуру российского рынка и стал ключевым звеном общего роста цен на продукты питания (хлеб, молоко, подсолнечное масло) - от 20 до 60% по разным видам товаров. Это и привело к необходимости использования комбинированного механизма регулирования рынка: введение временных экспортных пошлин на зерновые (пшеницу и ячмень с 12 ноября 2007г.) и проведение государственных товарных интервенций в конце октября 2007г. В 2006г. урожай ячменя составил 18 млн т, в 2007г. прогнозируется на уровне 16 млн тонн. Ограничение экспорта ячменя вводится, чтобы не допустить роста цен на мясо: ячмень - основная составляющая для комбикормов. Сейчас на уровне правительства РФ рассматривается возможность распространения механизма интервенций для рынка сухого молока и животного масла, пока же в три раза снижены с 17 октября 2007г. на 6 месяцев ставки таможенных пошлины на импортные молочные продукты.
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: