В стране разворачивается создание отечественной Кремниевой долины в качестве основы российской инновационной экономики. Однако есть и другое предложение – создать «Черноземную продовольственную долину». Есть ли у этой идеи серьезная практическая платформа или это очередная утопия?
Решая задачу выживания и социально-экономического развития, каждый регион обязан обеспечить приток на территорию необходимого капитала, опираясь, прежде всего, на выявление и использования своих конкурентных преимуществ. Для Воронежской и других Центрально-Черноземных областей такими преимуществами является ориентация на продажу высококачественного и экологически чистого продовольствия с одновременным повышением эффективности использования инновационного потенциала территории: научного, промышленного и образовательного. Какие новые возможности открываются здесь в связи с принятым руководством России курсом на модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности?
1. Воронежский кластер науки и инноваций в сельском хозяйстве. В последние годы в агропромышленном комплексе Центрального Черноземья наблюдается спад инновационной активности. Широкий и открытый доступ к иностранным технологиям с одной стороны полезен для модернизации страны, с другой – в какой-то мере подавляет развитие национальной инновационной системы и прикладной науки в аграрной сфере и создает реальную опасность возникновения технологической зависимости от зарубежных разработок. В Воронежской области в направлении развития собственного интеллектуального потенциала осуществлялись научные и прикладные разработки. Речь идет о накопленном опыте формирования инновационной инфраструктуры Воронежского госагроуниверситета им.К.Д.Глинки (ВГАУ), нацеленной на освоение высоких технологий в продовольственной сфере Центрально-Черноземного региона. Здесь с 1993 года шаг за шагом реализуется концепция инновационного развития вуза в направлении создания регионального научно-образовательного комплекса, способного взять на себя научное и кадровое сопровождение процессов технологического и социального сопровождения инновационных процессов в повышении продуктивности черноземов и обеспечении прорыва в социально-экономическом развитии сельских территорий. Именно здесь впервые в России предпринята попытка создать интегрированную инновационную региональную инфраструктуру аграрного профиля.
В Воронежской области расположены Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д.Глинки (первое высшее сельскохозяйственное учебное заведение Центрального Черноземья, основанное Указом Императора Николая II от 9 июня 1912 г. и в ознаменование вклада региона в создание военно-морского флота России носившего при учреждении имя Петра Первого), ряд научно-исследовательских институтов (ГНУ НИИСХ ЦЧП им. В.В.Докучаева, НИИ экономики и организации АПК ЦЧР РФ, ВНИИ сахарной свеклы и сахара имени А.Л.Мазлумова, ВНИ ветеринарный институт патологии, фармакологии и терапии, Всероссийский НИИ защиты растений), 7 сельскохозяйственных техникумов и других учебных и научных учреждений. Попытка объединить эти подразделения в 2002 году в единый научно-образовательный комплекс сделана Распоряжением администрации Воронежской области в соответствии с постановлением Правительства РФ и совместным приказом Министерства сельского хозяйства РФ и Российской академии сельскохозяйственных наук путем создания ассоциации, в которую на добровольных началах вошли 17 научных и учебных организаций без потери статуса юридического лица. В дальнейшем это интеграционное объединение развивалось вяло, несмотря на то, что ситуация требовала активизировать совместные исследования и разработки в следующих проблемных и приоритетных областях аграрной сферы региона:
Имеются проблемы при управлении научно-техническим развитием аграрного сектора региона в системе подготовки кадров, в философии мышления и деятельности. Так, от кадров в АПК в настоящее время требуются познания не только в области финансов и институциональных основ развития рынка, но и высокая инженерная компетенция и способности быть организаторами дел. Сегодня практике управления развитием сельского хозяйства нужны специалисты, хорошо понимающие логику технологических сдвигов, инженеры-системотехники, интеграторы научно-технических и организационных решений, освоившие современное технологическое наполнение отраслей сельского хозяйства и переработки сельхозсырья. Значит, в АПК должна быть проведена ломка привычной начетнической системы как в подготовке, так и повышении квалификации и переподготовке кадров. Современные образовательные технологии позволяют показать передовой опыт и в растениеводстве, и животноводстве. Поэтому стали уже явно неэффективны и трудозатратны нынешние тягомотные лекции и семинары в аудиториях, основанные на традиционных образовательных технологиях. При современном развитии инновационной инфраструктуры представляется возможность показать и объяснить все на экране в аудитории, а затем в лаборатории, на поле и ферме.
Отсюда проистекает проблема образовательного комплекса регионального АПК, состоящая, прежде всего, в том, что он испытывает затруднения в подготовке специалистов, владеющих современным оборудованием (сельскохозяйственными машинами, механизмами по переработке сельхозпродукции, энергетическими установками и устройствами, строительными машинами и т.д.), аграрными технологиями. Есть проблемы и с созданием базы практики для изучения современных агротехнологий. Все это существенно влияет на качество подготовки специалистов, делает неэффективной современную практику повышения квалификации и переподготовки кадров.
Одновременно с этим предприятия агропромышленного комплекса региона испытывают затруднения с получением информации и консультационной помощи по стоящим перед ними проблемами инновационно-технологического развития, что существенно сказывается на качестве и конкурентоспособности их продукции и услуг. В настоящее время агробизнес фактически безучастно, пассивно наблюдает за деятельностью образовательного блока, в то время как он должен ставить образовательным структурам задачи и участвовать в работе системы подготовки кадров. Но для решения такой задачи должна быть создана инфраструктура и правовое поле, обеспечивающие взаимовыгодное взаимодействие науки и производства. Успешное решение кадровой проблемы требует серьезной перестройки региональной системы аграрного образования, которая ныне оторвана от современной интеллектуальной подпитки и не имеет современного аппаратурного и учебно-методического обеспечения.
Остро стоит и проблема взаимодействия промышленного и агропромышленного комплексов Воронежской области и всего Центрально-Черноземного района. Прежде всего, слабо используются возможности промышленного потенциала региона для технологического перевооружения села, ибо главным ресурсом Воронежской области является продовольствие. Отсюда основные запускающие экономику области отрасли – сельское хозяйство и переработка сельхоз сырья. Промышленность, частично потерявшую военные и гражданские заказы, а также утратившую в результате проводимой политики конкурентоспособность продукции, целесообразно в регионе запускать, прежде всего:
2. Как создать «Черноземную продовольственную долину». В указанных выше направлениях, прежде всего, целесообразно создание инновационных точек роста, узлов ускоренного экономического развития, подразделений аккумулирующих инновации и способствующих их продвижению в учебный процесс и практику. Одним из инструментов такого инновационного развития является развертывание агротехнопарковой инфраструктуры в направлении создания агротехнополиса, который явится главным инновационным звеном «Черноземной продовольственной долины».
Осознание этих проблем, а также обеспечение выживания и развития заставило Воронежский госагроуниверситет в 90-е годы в экспериментальном режиме в течение ряда лет вести поиск современных методов решения этих проблем, что привело к идее формирования интеллектуальной инфраструктуры развития агропромышленного комплекса не вокруг производств, как это было принято Минсельхозом России в 90-х годах прошлого столетия, а вокруг агроуниверситета. В 1995 году с целью наращивания конкурентных преимуществ ВГАУ было принято решение о начале практической работы по созданию в регионе университетского комплекса аграрного образования, о развертывании инновационных плацдармов на базе сельскохозяйственных техникумов, выставочного центра и информационно-консультационной системы. Накопленный опыт позволил выдвинуть идею технопаркового развития агроуниверситета и приступить к ее реализации собственными силами. Это решение было продиктовано следующими обстоятельствами:
В результате принятых мер за ряд лет без использования бюджетного финансирования шаг за шагом был создан стартовый комплекс университетского агротехнопарка, включающего первый в России (да и в мировой практике) выставочный центр в учебном заведении, самофинансируемые инновационные бизнес-единицы, периферийные инновационные звенья в 12 районах Воронежской и Липецкой областях на базе сельхозтехникумов. В результате такой инициативной деятельности учебный процесс обогатился доступом к современной технике и аграрным технологиям, в районах закрепилось более 6 тыс. специалистов, агробизнес в значительной мере освоил новые технологии, ежегодно в АПК региона создавалось или сохранялось не менее 40 тысяч рабочих мест.
Для реализации этой задачи было создано структурное подразделение агроуниверситета – Учебно-деловой центр агробизнеса (входил в состав известного в России «Морозовского проекта»). Одна его часть, оказывая образовательные услуги, организовывала значительный финансовый поток (до 60 млн. руб. в год), часть которого инвестировалась в строительство и оснащение инновационной инфраструктуры агроуниверситета, то есть в развитие инновационных точек роста. Ввиду существенного ограничения бюджетного финансировании инновационного развития агроуниверситета и существенных ограничений в финансировании текущей учебной деятельности первоочередная задача нового инновационного подразделения состояла в организации принципиально нового финансового потока для реализации указанной стратегии. Эта задача была решена за счет организации образовательных услуг на коммерческой основе и развертывания выставочного центра на территории агроуниверситета. Особенность развиваемой ВГАУ технопарковой структуры в отличие от традиционных состоит в том, что она строится на принципах саморазвития посредством создания самоокупаемых инновационных бизнес-единиц, являющихся первичными ячейками развиваемого инновационного комплекса. В вузе фактически создавались не являющиеся юридическими лицами инновационные структуры (сейчас на развитие такой практики ориентирует Постановление Правительства РФ №217, предусматривающее при вузах создание инновационных предприятий, т.е. наша практика опережала принятие соответствующих государственных норм).
Получив финансовую поддержку рынка, учебно-деловой центр приступил к реализации следующей фазы изложенной выше инновационной стратегии развития – выдвижение с образовательными услугами в районные центры Воронежской и Липецкой области, а также создание на базе выставочного центра регионального агротехнопарка. Накопленный опыт в дальнейшем был использован в аграрных вузах Орла, Белгорода, Курска и других.
Опираясь на накопленный опыт предложено было пойти дальше –создать Воронежский агротехнополис как разновидность свободной экономической зоны (агронаукоград) с благоприятной инфраструктурой и правовым статусом для развития основанного на высоких технологиях агробизнеса, то есть создать по сути «Черноземную продовольственную долину», обеспечивающую необходимые инновационные прорывы в агросфере. Цель проекта – создание центров (узлов) инновационного развития и экономического роста в Центрально-Черноземном агропромышленном комплексе РФ. Задачи создания Воронежского агротехнополиса – организовать инновационное и кадровое обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий в черноземном регионе, способствовать выполнению национальных образовательных проектов «Сельское хозяйство» и «Образование». Проект предусматривает дальнейшее развитие существующей инновационной инфраструктуры, включающей университетский агротехнопарк, региональную систему аграрного образования, бизнес-инкубатор для студентов, аспирантов и научных работников, а также других точек роста. Например, центра коммерциализации разработок, учебно-сервисных центров современных аграрных технологий и техники, школы инновационных менеджеров для агропромышленного комплекса и т.д. Проект направлен на создание на базе ВГАУ инновационного агропромышленного технополиса, цель которого – комплексное научное и инновационное обеспечение ускоренного социально-экономического развития села.
Концепция проекта: Воронежский агротехнополис предлагается развернуть на трех площадках. Новизна подхода в том, что предлагается идея развития агротехнополиса не только на части земель агроуниверситета в г.Воронеже. Предлагается также развернуть агротехнополис и на землях примыкающего к городу Воронежу сельского района, где также расположены земли агроуниверситета, других научно-исследовательских и образовательных учреждений аграрного профиля.
Представляется, что для дислокации Воронежского агротехнополиса может быть избран Рамонский район Воронежской области. Там расположены Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы им. А.Л.Мазлумова и Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений. Там же расположены опытные земли Воронежского госагроуниверситета (учебное хозяйство «Березовское», располагающее 7,5 тыс. га земли). Имеется там и планируемый к присоединению Правительством РФ к агроуниверситету Березовский сельхозколледж с солидной материальной базой. В городе Воронеже расположены Международный институт компьютерных технологий, политехнический, строительно-архитектурный и классический университеты, Воронежская государственная технологическая академия, Институт незаразных болезней и другие научные и учебные организации, имеющие свой интерес в АПК.
Рассмотрим три площадки будущего агротехнополиса.
3. Первая площадка: территория и земли госагроуниверситета в Воронеже. На этой площадке предлагается реконструировать и радикально расширить действующий экспоцентр «Агробизнес Черноземья», создать бизнес-инкубаторы для студентов, аспирантов и научных работников, развернуть систему исследовательских лабораторий и опытные поля, а также опытные фермы на территории опытного хозяйства агроуниверситета. На этой площадке целесообразно развернуть следующие технопарки аграрного профиля, подразделения которых будут сосредоточены по всей территории агроуниверситета:
На территории уже существующего экспоцентра ВГАУ целесообразно осуществить строительство офисного центра площадью не менее 20 тыс. квадратных метров для создания и развития инновационных бизнес-инкубаторов для студентов, аспирантов и молодых ученых по аграрной тематике, размещения информационно-консультационной инфраструктуры развития малого и среднего агробизнеса:
В учебно-опытных хозяйствах (на территории опытной станции ВГАУ) целесообразно осуществить:
На территории факультетов агроуниверситета целесообразно развернуть исследовательские лаборатории и центры по направлениям деятельности ученых и преподавателей факультетов:
На территории Института повышения квалификации и инноваций агроуниверситета целесообразно создать или модернизировать:
4. Вторая площадка: рабочий поселок Рамонь и прилегающие к нему территории. Данная площадка будет располагаться в поселке Рамонь и на землях учебного хозяйства агроуниверситета «Березовское, Всероссийского научно-исследовательского института сахарной свеклы имении А.Л.Мазлумова и Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений, Березовского сельхозколледжа, а также на территории сельских поселений Рамонского района.
На территории Березовского сельскохозяйственного колледжа целесообразно наряду с имеющимися программами обучения развернуть:
На землях сельских поселений Рамонского района и землях учебного хозяйства «Березовское» целесообразно развернуть:
Необходимо комплексное эксплуатационное обслуживание жилых зданий:
На территориях научно-исследовательских институтов в Рамонском районе целесообразно развернуть бизнес-инкубаторы и научные лаборатории, научные парки, инновационные предприятия малого бизнеса по профилю деятельности с учетом возможной диверсификации инновационной деятельности, а также создание инновационных предприятий и производств по различным направлениям обеспечения устойчивого развития сельских районов. В табл.1 показаны площади земельных участков для размещения инновационных площадок агротехнополиса.
На территориях институтов целесообразно развернуть:
На первом этапе развития Рамонской площадке нет необходимости капитального строительства инновационных формирований. Научные лаборатории, центры, парки целесообразно разместить в незанятых помещениях институтов и колледжа, оснастив их современным научным оборудованием.
5. Третья площадка: развертывание Воронежского агротехнополиса на землях Павловского и Верхнеозерского сельхозтехникумов. Эти земли намечены для присоединения к Воронежскому агроуниверситету. Речь идет также о территории НИИ имени Докучаева, примыкающей к Верхнеозерскому сельхозтехникуму. Там можно создать демонстрационные площадки и сервисные центры производителей сельскохозяйственной техники, а также развернуть программы подготовки и повышения квалификации кадров для агробизнеса.
«Черноземную продовольственную долину» (Воронежский агротехнополис) целесообразно создавать постепенно, в течении 10-15 лет, используя уже имеющиеся возможности территории, научной и образовательной инфраструктуры, посредством поэтапного финансирования проектов инновационной инфраструктуры, инновационных предприятий и бизнесинкубаторов. На имеющейся в Рамонском районе и агроуниверситете материальной и научной базе уже сейчас необходимо осуществлять многие из обозначенных выше направлений деятельности.
Воронежский агротехнополис станет запускающим не только для агропромышленной сферы региона, но и для инновационных программ других отраслей, нацеленных на устойчивое развитие села. Создание Воронежского агротехнополиса позволит сформировать не только, агронаукоград – город-спутник Воронежа, но и центр аграрной науки и практики в черноземной зоне России, что и явится мостом для прорыва сельского хозяйства и сельских территорий Черноземья к устойчивому конкурентоспособному развитию.
Развитие стартового комплекса Воронежского агротехнополиса и его инновационной инфрастуктуры на площадке в Воронеже оценивается в сумму в 1,7 млрд. рублей. Развитие структур Воронежского агротехнополиса в Рамонском районе в стартовых мероприятиях потребует не более 2 млрд. рублей, а реализация полной программы потребует создания проекта развития агронаукограда Рамонь и соответствующих этому проекту инвестиционных вложений, оценить которые на этапе предложения данной инвестиционной идеи даже в прикидочном варианте проблематично. Реализация строительной части мероприятия планируется осуществлять за счет финансирования со стороны Министерства сельского хозяйства РФ, администрации областей Центрального федерального округа, входящих в ассоциацию, кредитов банков по отдельному проекту вложений бизнеса, а также за счет средств по результатам участия агроуниверситета в различных конкурсах.
Потребность в земельных ресурсах для реализации проекта оценивается в 50-100 га в Воронеже и в 300-500 га в Рамонском районе Воронежской области. Проект может быть реализован на землях, отданных в оперативное управление сельскохозяйственным учебным и научным заведениям Воронежской области.
Социально-экономический эффект от программы создания Воронежского агротехнополиса, прежде всего, проявляется в формировании высокотехнологичного сельскохозяйственного производства на черноземах, поскольку в настоящее время высокие технологии и знания становятся “новым стратегическим” ресурсом, едва ли не затмевающим природные ресурсы, способствуя распространению современных технологий (информационных, нанотехнологий, биологических и других технологий пятого и шестого технологических укладов). Названные подразделения Воронежского агротехнополиса непосредственно содействуют достижению положительной динамики следующих основных индикаторов изменения социально-экономического положения региона как результат реализации программных следующих мероприятий:
Опыт Воронежского агроуниверситета (созданный стартовый комплекс технопарка без бюджетного финансирования) позволяет думать, что реализация озвученной идеи создания «Черноземной продовольственной долины» на первых этапах не потребует значительных финансовых вложений, если более эффективно использовать уже имеющуюся материальную и интеллектуальную базу. На базе Березовского сельскохозяйственного колледжа, имеющего учебные и офисные помещения и общежитие, а также научно-исследовательских институтов, землях и поселений Рамонского и Новоусманского районов целесообразно, прежде всего, развивать быстроокупаемые формирования и учебные программы, связанные с развитием на селе инновационного и традиционного малого и среднего бизнеса – движущих сил предпринимательства.
Экспериментальная отработка пилотной части проекта создания агротехнопарка ВГАУ показала окупаемость мероприятия – затраты на строительство и оснащение выставочного комплекса агротехнопарка ВГАУ окупились уже в ходе ремонтно-строительных работ за счет поступлений от коммерциализации образовательных, консалтинговых и выставочных услуг созданного на базе стартового комплекса агротехнопарка Воронежского университетского округа аграрного образования.
Телеграм-канал: https://t.me/zolnews