- Каково главное преимущество Таможенного союза для казахстанских сельхозтоваропроизводителей?
- На сегодняшний день порядка 80% всего импорта продовольствия в Казахстан провозится из стран СНГ, и очень большую долю занимает как российская, так и белорусская продукция. Теперь, когда барьеры отсутствуют, в равных условиях оказываются как российские и белорусские товаропроизводители, так и наши... Будем отталкиваться от понятия "региональная специализация" и производить то, что более экономично, эффективно, рентабельно и качественно...
- Сколько Казахстан в перспективе может экспортировать мяса в Россию и Беларусь?..
- Рынок в России - 1 700 тыс. тонн мяса в год, из них 700 тыс. тонн - говядины... то, что завозится из Бразилии, Уругвая, Аргентины в РФ можно только с очень большой натяжкой назвать мясом... в основном блочное замороженное мясо, лучшие части которого снимаются... То, что попадает на рынки России, и казахстанское свежее охлажденное мясо - это абсолютно разные категории для потребителя. Вопрос стоит не в том, чтобы пытаться конкурировать с Аргентиной или Бразилией, а сделать так, чтобы все пространство ТС получало качественный продукт... Предметное обсуждение этой темы состоялось 19 апреля на заседании совместной коллегии министерств сельского хозяйства России и Казахстана. Уже разработаны конкретные планы действий: это и открытие областей для экспорта в Россию, и аттестация казахстанских предприятий... В 2010 году поставлена задача экспортировать пять тысяч тонн мяса, к 2014 году мы планируем выйти на 64 тысячи тонн, и это только в Россию.
- Как решается вопрос поддержки экспорта муки?
- ... Третий год подряд Казахстан занимает лидирующее место в мире по экспорту муки - более 2 млн. тонн. В конце 80-х годов эта цифра была 4,5 млн. тонн. Потенциал у нас есть. Одними из самых многообещающих являются макаронные изделия. Расчеты показывают, что рынок ТС до 2014 года потребит более 3 млн. тонн макаронных изделий. Вот поле для деятельности. Что касается стимулирования, то в Правительстве этот вопрос рассмотрен, дано соответствующее поручение. Необходимы расчеты куда, в какие страны поставлять продукцию - в Афганистан, Таджикистан, российское направление. Нужно субсидирование транспортных расходов для того, чтобы наши мукомолы могли быть там более конкурентоспособны. Зерно должно "уходить" не только как пшеница, но в виде муки и других производных.
(...)
- Какие оптимальные маршруты экспорта зерна сейчас разрабатываются министерством? Какие меры принимаются, чтобы снизить транспортную составляющую в цене?
- В начале апреля мы провели международную зерновую конференцию, на которой обсуждались многие вопросы - в том числе снижения тарифов, совершенствования инфраструктуры, которая создается и уже имеется на Каспийском море. Это Актауский терминал, это Баку, это терминал с мукомольным комбинатом в Амирабаде на севере Ирана, строительство зернового элеватора с мукомольным комбинатом на станции Бейнеу. Все эти меры позволят разгрузить южное направление для поставок зерна и муки. Отрабатывается и китайский "курс". В ходе конференции к нам обратились представители российских компаний, заинтересованных в создании инфраструктуры на Дальнем Востоке, для того чтобы осваивать и рынки Юго-Восточной Азии.
- Получив хороший урожай-2009, мы столкнулись с серьезной проблемой нехватки элеваторов...
- Одно из приоритетных направлений нацхолдинга "КазАгро" - строительство зернохранилищ. Дается и возможность средним, крупным либо мелким товаропроизводителям и строить дополнительные элеваторные мощности, как это делается в мировых зерновых державах. Кроме того, сейчас идет работа над созданием так называемой объединенной зерновой компании на основе государственно-частного партнерства. Это обеспечит грамотное управление логистикой, потоками, то есть тогда не надо будет биться за вагоны, квоты в портах, субсидии. Многие вопросы просто-напросто будут сняты, можно будет проводить единую политику сбыта, причем это можно делать не только по зерну, но и по муке.
Телеграм-канал: https://t.me/zolnews