"Российские железные дороги" (РЖД) несут значительные убытки от простоя вагонов у портовых станций. На подъездах к Находке из-за отсутствия судов простаивает более 2 тыс. вагонов. На Северо-Кавказской железной дороге брошены 89 составов, а на Дальне-Восточной - 19. Этот список, по словам представителей РЖД, велик. Наиболее сложная ситуация в Мурманске, где в ожидании выгрузки стоят более 25 составов с углем. При этом на пути из Кузбасса в Мурманский порт находятся новые эшелоны с углем. Потери РЖД оцениваются в сотни тысяч рублей, и эта цифра ежечасно растет.
Главными причинами вынужденного простоя железнодорожники считают несвоевременный подход танкеров и плохую работу портов. Железнодорожники считают, что если бы портовики вместо традиционных жалоб занялись улучшением организации работы, то ситуацию можно было бы улучшить. Из-за простоев вагонов в портах страдают интересы всей страны, так как грузоотправители вынуждены уходить в прибалтийские порты. В Минтрансе это прекрасно понимают. Нехватку портовых мощностей замминистра транспорта Вячеслав Рукша объяснил тем, что после развала Советского Союза половина морских гаваней оказалась за пределами России. Оставшиеся в стране порты были в основном нацелены на импорт грузов, тогда как сегодня доминирует экспорт. "Поменять "реверс" в транспортной системе - нелегкая задача", - сказал Вячеслав Рукша.
Решить проблему можно развитием припортовых мощностей. Железнодорожники намерены инвестировать на данные цели $5 млрд. В Минтрансе заверяют, что и сами будут активно развивать специализированные терминалы по зерну, углю и нефти, чтобы ликвидировать проблему простоев вагонов. Федеральная программа модернизации транспортного комплекса предусматривает строительство нескольких терминалов в морских портах Усть-Луга, Приморск и "Восточный". Но это дело будущего. Пока же РЖД призывает грузоотправителей координировать свои потребности с техническими возможностями портов.