19 апреля 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Аграриям предлагают вспомнить неурожайный 2003 год

05.12.08


Спасать АПК от кризиса правительство намерено апробированными несколько лет назад методами, эффективность которых оказалась практически нулевой.

Перечень предлагаемых и принятых правительством мер - всего лишь способ или механизм, позволяющий на законных основаниях добиваться в Верховной Раде существенного увеличения расходов на село в госбюджете на 2009 год под всевозможные программы "развития и поддержки" аграриев, несмотря на всю бесполезность и неэффективность этих программ. Поскольку бюджетные ресурсы, как показывает практика, выбиваются не столько для аграриев, сколько для удовлетворения потребностей чиновников.

По мнению экспертов, украинскому АПК не стоит уповать на поддержку государства в условиях кризиса и рассчитывать аграриям придется в основном на собственные силы и возможности, поскольку как в правительстве, так и в парламенте проблему спасения АПК попросту "заболтали". То есть кризис есть, но борьба с ним пока что находится в "разговорном процессе". Реально же не сделано ничего - парламент только обсуждает антикризисные законопроекты, но совершенно непонятно, когда он сможет их принять. А вся деятельность правительства в направлении спасения села ограничилась теми мерами, которые "успешно" применялись чиновниками в предыдущие годы, когда проводилась беспощадная борьба с отраслевыми кризисами или с последствиями неурожайного года.

Если не принимать во внимание предложение о временном, до 31 декабря 2010 года, восстановлении на довэтэошном уровне импортных пошлин на отдельные группы товаров сельского хозяйства (главным образом на мясо и мясопродукты), правительственный перечень мер иначе как дежавю назвать нельзя. Все это практиковалось ранее: пролонгация банковских кредитов и компенсация по процентным ставкам, компенсация по средне- и долгосрочным кредитам на закупку техники и оборудования, увеличение госдотаций за животноводческую продукцию, сданную на переработку, установление минимальных цен и ограничение торговых надбавок. Складывается впечатление, что в стране не финансовый кризис, а неурожайный 2003 год. Именно тогда за счет госбюджета и резервного фонда так же старались все пролонгировать и компенсировать, но в итоге большинству агрохозяйств пришлось выкручиваться из этой ситуации самостоятельно.

Еще в 2006 году правительство внедряло практику минимальных закупочных цен на молоко и мясо, сданные на переработку. Подобный шаг должен был вроде бы как финансово поддержать крестьянские портки и стать движущим стимулом к увеличению поголовья скота в стране. Прошло всего два года, а количество крупного рогатого скота (КРС) и свиней сократилось еще на миллионы голов (кроме поголовья птицы). И сегодня вновь под тем же соусом возрождения животноводства чиновники из Минагрополитики предлагают увеличить закупочные цены на молоко экстра- и высшего сорта - до 2,6 тыс. грн./т, I сорта - до 2,5, II сорта - до 2,1 тыс. грн./т; на мясо КРС в живом весе - до 13,7 тыс. грн./т, свиней - до 12,4, птицы - до 9,5 тыс. грн./т.

По сравнению с уровнем двухгодичной давности наблюдается более чем двукратное повышение, правда, в то, что через год-другой в Украине на столько же увеличится поголовье, не верится. Да и минимальные цены от правительства для операторов мясо-молочного рынка ничего не значат. К примеру, за качественное молоко переработчики и сегодня платят достойную цену молочным фермам - 2,7–2,8 тыс. грн./т, поскольку качественного сырья на рынке не так-то и много. Но платить более 2 гривен за литр второсортного молока, которое скупается на частных подворьях, никто из переработчиков не станет. И это прекрасно понимают чиновники, поскольку они не в состоянии как проконтролировать эти закупки, так и наказать молочные предприятия, которые будут приобретать сырье дешевле закупочных минимальных цен. "Наехать" на переработчиков могут местные власти, только вряд ли это будет сделано, так как повышение цен на сырье приведет к росту цен на готовые молокопродукты. Аналогичная ситуация сложилась и с мясом и мясопродуктами.

Поэтому тот уровень закупочных цен, который предлагает установить МинАП, взят лишь для того, чтобы выбить в госбюджете на 2009 год еще большую сумму дотаций для животноводов. Которые, как известно, до мелкого частного производителя (у которого закупается до 60–80% объема всего сырья) не доходят. Но по словам замминистра агрополитики Петра Вербицкого, если в 2008 году на это было выделено 1,9 млрд. грн., то в следующем году с учетом минимальных цен госбюджету придется раскошелиться как минимум на 2,9 млрд. грн. Аналогичная ситуация и с дотациями в растениеводстве, которые из года в год увеличиваются. Но разве в Украине неурожайный год? Зачем увеличивать государственные дотации для тех же животноводов, если сегодня стоимость фуражного зерна упала ниже уровня себестоимости? И зачем сталкивать лбами операторов рынка - сельхозпроизводителей с переработчиками или трейдерами, когда одним предоставляются какие-то привилегии, а другим отказывают даже в том, что положено по закону, - в возврате НДС, в компенсации по долгосрочным кредитам за купленную сельхозтехнику и оборудование для пищевой отрасли. Операторы уже устали говорить о долгах государства - только предприятиям молочной отрасли государство задолжало по НДС как минимум 100 млн. грн., а зернотрейдерам примерно в десять раз больше.

Николай Верницкий, директор компании "ПроАгро"

Минимальные цены и ограничение торговых надбавок - это две противоречащие друг другу позиции. К тому же минимальные цены неэффективны по одной простой причине - из-за полного отсутствия механизма контроля за ними. Аналогичная ситуация наблюдалась два года назад, однако сокращения поголовья предотвратить так и не удалось. Поэтому для поддержки АПК ровным счетом ничего не делается. Операторы совершенно правы, они говорят: решите вопросы с возвратом НДС, со снижением тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции, с разрешительной документацией, с фумигацией и т.д. Хоть кто-то к этому прислушивается? А ведь это реальные пути стимулирования экспорта. И ключевой вопрос, который надо решать и который ну совершенно не находится в области сельского хозяйства, - это налаживание финансово-кредитной системы. Решение этого вопроса - прежде всего, это решение проблемы кризиса. Все остальное - это лечение последствий, лечение симптомов, но не болезни.

А заведомо непроходные в парламенте законопроекты, в частности о восстановлении импортных пошлин на их уровне до вступления в ВТО, пишутся для того, чтобы потом иметь возможность "отмазаться": дескать, при чем тут правительство, если Верховная Рада не приняла.

В результате такого бездействия цены на агропродукцию будут снижаться и дальше, и по многим позициям ниже уровня себестоимости. К этому надо быть готовыми. Хотели 50 млн. т зерна - вот они. Возможно, вырастет прибыльность животноводства, но не из-за введения минимальных цен, а потому, что существует явный дефицит мяса на рынке на фоне низких цен на зерно.

Что касается дотаций, то тут можно сказать следующее: две трети поголовья КРС и свиней содержится в хозяйствах населения, закупка в которых ведется не переработчиками, а посредниками, которые и получают госдотации за сданный скот. При этом население продает свой скот по ценам еще более низким, чем крупные специализированные фермы, поэтому крестьянине вряд ли так сразу кинутся наращивать поголовье. Механизма экономической поддержки таких хозяйств нет.

Мониторинг СМИ
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: