Вчера Международная финансовая корпорация (IFC), являющаяся инвестиционным подразделением группы Всемирного банка, выделила компании "Ставропольский бройлер" под гарантии материнского холдинга "Агрос" кредит на сумму 15 млн долл. сроком на 8 лет. Полученные деньги "Агрос" собирается направить на модернизацию и расширение производства недавно приобретенной ставропольской фабрики по производству мяса птицы. По мнению представителей "Агроса", оказанное холдингу доверие со стороны крупных западных инвесторов свидетельствует о "растущей уверенности корпорации в перспективах реструктуризации и роста российской экономики". Правда, аналитики полагают, что данный кредит является незначительным с финансовой точки зрения для холдинга и носит скорее характер "пиаровской" акции, цель которой – привлечь внимание стратегических инвесторов к практически готовому для продажи холдингу.
Агропромышленный комплекс "Агрос", как он официально именуется, – это "крупнейший в России фонд прямых инвестиций в сельское хозяйство и пищевую промышленность". Холдинг входит в группу компаний "Интеррос", который, наряду с менеджерами "Агроса", и является основным его владельцем. Несмотря на то что холдинг был создан менее двух лет назад (в октябре 2001 года), по признанию его гендиректора Сергея Ушакова, сейчас некоторые проекты "Агроса" не только окупились, но и начали приносить доход и уже рассчитываются по долгам. Два основных направления бизнеса холдинга – зерновое и мясное. В частности, на данный момент "Агрос" занимает лидирующие позиции в России по объему продаж зерна на внутреннем и внешнем рынках, второе место – по установленным мощностям хранения зерна и по производству мяса птицы.
В этом году "Агрос" успел уже продать, купить и обменять большое количество различных активов. В частности, он продал "Незлобненский комбинат хлебопродуктов" (так как тот, по мнению представителей холдинга, не имеет стратегического значения для компании), обменял 44% акций своего комбината хлебопродуктов на 90% акций макаронной фабрики ОАО "1-я Петербургская макаронная фабрика", приобрел московскую макаронную фабрику "Экстра-М", в результате чего стал лидером на макаронном рынке. Все эти сделки, по мнению аналитиков, имели место строго в рамках выбранной "Агросом" стратегии – оставить в структуре холдинга лишь предприятия в тех отраслях, в которых "Агрос" намерен занять лидирующие позиции. В данный момент в структуре холдинга лидирующее положение занимают зерновые и мясоперерабатывающие предприятия, не исключена возможность, что холдинг "отметится" также и на рынке напитков и соков. Единственными ограничениями для "Агроса" при выходе на новые рынки, по словам Сергея Ушакова, является отсутствие явных перспектив стать лидером в той или иной подотрасли или невысокая рентабельность.
По мнению экспертов, необыкновенная активность "Агроса" свидетельствует о том, что скорее всего, холдинг собирается для последующей продажи. Иностранные инвесторы, которые сейчас активно интересуются развивающейся пищевой отраслью России, предпочитают покупать уже сформированные холдинги с выстроенной схемой управления и готовыми активами. Кроме того, стоимость интегрированного холдинга в несколько раз больше, чем суммарная стоимость отдельных входящих в него компаний. "Иностранные инвесторы вряд ли стали бы приобретать чисто зерновой бизнес в России, – сказал RBC daily вице-президент Зернового союза Александр Ивлев. – Зерна на рынке и так полно, скажи сейчас Америке увеличить производство вдвое – она увеличит. Беда в том, что недостаточно рынков сбыта. Поэтому российское зерновое производство для иностранных инвесторов особой ценности не имеет, другое дело – перерабатывающая отрасль, которая очень привлекательна".
Кроме того, повышенный интерес западных компаний именно к холдингам связан еще и со спецификой ведения российского бизнеса – его бесконечными акционерными войнами и специфическими методами покупки заводов. "Для иностранных инвесторов покупать заводы самим, вести акционерные войны в России – слишком сложное и утомительное занятие, – сказал RBC daily Сергей Суверов, глава аналитического отдела инвестиционного департамента банка "Зенит". – Они предпочитают приобретать уже готовые холдинги". Подобные ситуации не редкость для российского бизнеса; пример – интерес французского концерна Danone к крупнейшей российской соко-молочной компании "Вимм-Билль-Данн". "Обычно процесс происходит таким образом, – рассказывает Сергей Суверов, – сначала скупаются заводы, ведутся, если это нужно, акционерные войны, затем создается холдинг, формируется профессиональная команда менеджеров, налаживается более или менее прозрачный учет. После этого начинается этап привлечения инвестиций, желательно иностранных. Это должно дать сигнал потенциальным покупателям о том, что компания уже "дозрела" и готовится к продаже".
Действительно, иностранные кредиты не всегда имеют финансовое значения для холдингов – полученные от IFC 15 млн долларов – не слишком большая сумма для "Агроса", который собирается в этом году вложить около 80 млн собственных средств в развитие аграрных проектов. Кредит IFC для "Агроса" имеет скорее имиджевое значение. "IFC – серьезная организация, мнение ее аналитиков весомо, – говорит Сергей Суверов, – раз она вкладывает средства в "Агрос", значит, это довольно перспективный и прибыльный проект. Для "Агроса" это шанс показать серьезность своих намерений потенциальным стратегическим инвесторам. В принципе все идет к тому, что через некоторое время холдинг уже будет готов к продаже. Более того, опыт подобных продаж у "Интерроса" уже есть". Впрочем, руководство "Интерроса" и не очень скрывает свои намерения: в одном из интервью глава холдинга Владимир Потанин, заявил, что "наша стратегия состоит в производстве "голубых фишек" для российского фондового рынка".
Наталья Бендина
РБК