24 апреля 2024 г., Среда
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Барьер на пути навоза

07.02.03


Калининградская область, ставшая в последние годы яблоком раздора между ЕС и Россией, вновь подала повод для обострения отношений между разными частями континента. Повод во всех смыслах специфический: администрация региона фактически арестовала в порту бывшего Кенигсберга нидерландский сухогруз с 1800 тоннами свиного навоза из Бельгии. СМИ иронизируют в духе «шаланды, полные фекалий», но проблема серьезна.

Груз, декларированный как «сухой компост», был закуплен одним из крупных фермерских хозяйств в рамках контракта на поставку в Россию 50 тысяч тонн этого органического вещества. Областные власти требуют проведения специальной экспертизы последнего, а также получения грузополучателем специальной лицензии. Как утверждается, необходимость и порядок такой экспертизы устанавливается законом «О безопасном хранении пестицидов и ядохимикатов» и нормативными актами, которых в России десятки. Вся эта процедура может занять несколько месяцев, и сумма неустойки за простой судна, уже сейчас внушительная, может стать и вовсе астрономической. Соответственно, под вопрос ставится и весь «навозный контракт», а также и перспектива поставок органических удобрений из Западной Европы.

Как утверждает импортер груза, контракт является крайне выгодным для обеих сторон. Бельгийские фермеры, являющиеся одними из главных свиноводов Европы, не справляются с «отходами производства» - Бельгия слишком небольшая страна, чтобы на ее полях можно было переработать сотни тысяч тонн специфической органики. Проблема усугубляется тем, что свиные «отходы» разлагаются и превращаются в удобрение медленнее, чем коровьи. Однако Россия с ее огромными просторами с этой проблемой справится, тем более что ее потребность в органических удобрениях огромная. Эта точка зрения ставится под сомнение как администрацией Калининграда, так и политиками федерального уровня. Вчера, например, депутат Василий Шандыбин призвал отказаться от импорта европейского навоза, так как он, «возможно, содержит всякую гадость, включая радионуклеиды». Прочие противники «евроотходов» не идут в своих предположениях так далеко, однако говорят о том, что необходимо выяснить, чем питались бельгийские свинки. Хорошо, если экологически чистыми кормами. А вдруг в их рационе была еда, в которую попали опасные для человека пестициды, химикаты или генетически модифицированные растения. Наконец, свиньи могли быть просто больными (что неудивительно после эпидемий коровьего бешенства, ящура и других болезней, поразивших животноводческий комплекс Европы за последние два года). В таком случае возникает опасность перенесения эпидемии если не на человека, то на отечественных свиней.

С такими подозрениями заранее не согласны многие эксперты: в Европе генетически модифицированные растения не выращиваются, а на пути их импорта из США возведены серьезные барьеры. Содержание же химикатов и пестицидов в свиной еде вряд ли особенно больше, чем в рационе российских «хрюшек». Дело в том, что Европа последнее десятилетие серьезно «экологизирует» свое сельское хозяйство и применение в нем ядохимикатов сокращается. Однако очевидно, что проблема нуждается в серьезном обсуждении. Россия активно поднимает свой аграрный сектор. Четыре года подряд растут урожаи зерна и ряда других культур, в связи с чем расширяется экспорт. И может и дальше расширяться, если будет решена проблема удобрений. Ведь за 90-е годы внесение в почву минеральных добавок упало в 11 раз, сократились и «органические» показатели (что неудивительно, поскольку поголовье скота - поставщика навоза сократилось за годы реформ вдвое). При этом наблюдающееся возрождение производства минеральных удобрений и химикатов имеет свои границы, поскольку общемировая тенденция заключается в том, чтобы от них постепенно отказываться.

В моде так называемое «биологическое земледелие», под которое в Европе и США фермерам даются большие субсидии. И основой этого варианта хозяйства является использованиенавоза разных видов домашних животных и помета птиц. В частности, навоз с помощью особых червей превращают не только в ценное удобрение, но и в гумус - плодородный слой почвы полей и лесов, разрушенный деятельностью человека (природе для восстановления гумуса требуется более ста лет). Биотехнологии помогли Японии и Саудовской Аравии с их нелегкими природно-географическими условиями решить продовольственные проблемы. В США и Европе на них полностью перешли десятки тысяч фермеров.

Однако и в России, где с технологиями не все в порядке, навоз, в том числе и свиной (правда, в переработанном виде), представляет собой большую ценность. В царское время это был единственный вид удобрений, благодаря которому страна была крупнейшим экспортером зерна. И сейчас использование навоза повышает урожайность озимых культур на 4-7 ц с га. А притом что навоза требуется много - 40 т на 1 га в Нечерноземье, бельгийские «естественные отходы» стране пригодились бы. В Европе, не до конца справляющейся с горами навоза даже с помощью передовой научной мысли, их уже начали ликвидировать, используя в качестве топлива в особых электростанциях. В РФ эти отходы могли бы найти куда более «натуральное» и эффективное применение.

Источник: «РБК»

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: