23 апреля 2024 г., Вторник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Большим кораблям — большие причалы

11.09.09


Первый этап ввода в эксплуатацию одного из самых глубоководных причалов страны, построенного частной стивидорной компанией "Трансинвестсервис" (ТИС) всего за год, успешно пройден. Буквально через месяц терминал будет готов дополнительно отправлять на экспорт 300 тыс. т украинского зерна в месяц, а уже в начале следующего года его контейнерные мощности составят 400 тыс. TEU. Это позволит увеличить экспортный потенциал Украины и "перетянуть" в нашу страну многие транзитные грузопотоки. Событие, безусловно, знаковое для всего государства. Кроме одного человека — начальника порта "Южный", на территории которого формально находится причал. Вот уже полгода Юрий Крук упорно "не замечает" колоссального сооружения, отказываясь официально признать его существование.

Пройдя 15,5 тыс. морских миль, тяжеловоз Zhen Hua 11 был пришвартован к причалу №21 быстро и технично, в полном соответствии с планом, разработанным специалистами ТИС и капитаном порта. 13 мощнейших кранов — три контейнерных и 10 тыловых складских перегружателей — будут выгружать на причал в два этапа. Весь процесс, несмотря на технологическую сложность, займет не больше двух недель, и уже к началу октября краны будут смонтированы, сданы для проверки органам надзора и фактически готовы к работе. По мнению главного инженера ООО "ТИС" Виталия Котвицкого, это событие беспрецедентное для нашей страны: "Подобные суда уже заходили в Одесский и Ильичевский порты, но перегружатели, которые привез конкретно этот корабль, — самые большие в Украине и одни из крупнейших на Черном море. Благодаря им терминал будет иметь возможность разгружать контейнеровозы до 20 рядов контейнеров в ширину. Это больше, чем способен обработать румынский порт Констанца — сегодняшний лидер по перевалке контейнеров среди черноморских торговых портов", — констатирует он.

С помощью нового оборудования стивидор планирует запуск еще и новой линии по перегрузке зерна, которая позволит отправлять на экспорт дополнительно 3 млн. т ежегодного урожая. "Причал с такими возможностями позволит перегружать до 30 тыс. т зерна в день, — поясняет генеральный директор ООО "ТИС" Андрей Ставницер. — Во-первых, это увеличит экспорт, что не только совпадает с нашими интересами, но и делает реальными планы правительства возродить славу Украины как мировой житницы. Во-вторых, работа нашего терминала на 20—23% уменьшит стоимость перевалки грузов. Система, которую мы используем на новом объекте — прямая погрузка зерна из автомашин в трюмы судов, — очень экономична и эффективна. Это позволит аграриям напрямую везти груз к нам, минуя элеваторы и другие приемочные пункты, и сдавать его у нас дешевле, чем любому другому стивидору. Мы оцениваем экономию средств аграриев в 15—17 грн. на тонне".

Интересно, что Ставницер скромно замалчивает глобальное внешнеэкономическое значение причала №21. А ведь по мнению экспертов, полное введение данного проекта в эксплуатацию позволит "перетянуть" на себя транспортные потоки из Констанцы, а также реализовать тот транзитный потенциал Украины, о котором сегодня так часто и много говорят власть имущие. "Наш терминал будет в первую очередь интересен из-за снижения стоимости фрахта за счет увеличения размеров судов, которые смогут заходить в порт, — комментирует директор контейнерного терминала ООО "ТИС" Андрей Кузьменко. — Благодаря этому мы намерены стать перегрузочным пунктом не только для России и Украины, но и для Восточной Европы, откуда грузы можно будет переправлять на железнодорожный узел, который входит в состав контейнерного терминала. Но главная задача — привлечь через наш терминал транзит в Европу, РФ, Прибалтику и Среднюю Азию. В посткризисное время бизнес не сможет эксплуатировать морские маршруты с высокой стоимостью, ведь аренда крупного грузового судна стоит в сутки $30—50 тыс. Если же разгрузить его у нас и пустить товар поездом, то через три дня контейнеры уже прибудут на место назначения. Этим, безусловно, захотят воспользоваться лидеры мировых перевозок".

Прибытие такого оборудования для Украины означает многое. Прежде всего, несмотря на кризис, в стране продолжается жизнь. Непосредственно на самом причале работу получат около 500 человек, но вокруг него со временем обязательно разрастется уникальная инфраструктура: транспортные перевозки, логистические центры, сервисные компании, гостиницы, которые смогут обеспечить заработком более 10 тыс. человек. Однако все эти перспективы до сих пор находятся под угрозой срыва из-за амбиций одного человека — начальника порта "Южный", во власти которого, по иронии судьбы, сейчас находится судьба крупнейшего в Украине инвестиционного проекта. Напомним, что причалы №21—22 вот уже полгода не вносятся в Свод обязательных постановлений по порту, и якобы поэтому не могут перегружать грузы и принимать суда. Швартовка Zhen Hua 11 стала возможной только лишь благодаря вмешательству Минтранса, который обязал руководство порта "Южный" разработать временную схему постановки иностранного судна на причал во избежание международного конфликта. "Это был единоразовый акт, мы выиграли не войну, а лишь одну битву, — говорит председатель ООО "ТИС" Олег Кутателадзе. — Однако этот причал, который порт сегодня в упор не замечает, на самом деле существует как фактически, так и юридически. Он уже занесен в Реестр прав собственности и в Регистр судоходства Украины, а также появился на всех международных навигационных картах. И руководство порта не имеет никаких оснований далее оттягивать процесс его официального признания".

На самом деле лично у начальника порта "Южный" основания есть. Причина полугодичной "слепоты" Юрия Крука лежит на поверхности: не так давно ТИС получил письмо, в котором черным по белому поставлен ультиматум — причал внесут в Свод при условии, что стивидор откажется от всех материальных претензий к порту. Размер их, заметьте, составляет более 51 млн. грн. компенсации за дноуглубление, которое компания за свой счет сделала в акватории, чтобы к причалам могли подходить крупнотоннажные суда. Причем работы эти, по сути, — обязанность самого порта, который по закону должен проводить их за счет портовых, канальных, буксирных и прочих сборов. "ТИС согласен, чтобы госпредприятие понемногу возвращало нам эти деньги из доходов, которые оно уже получает от проведенных нами работ. Мы не хотим банкротить или захватывать порт, у нас достаточно своих возможностей для работы. Но потеряв 5 месяцев в бесполезной войне, мы потеряли несколько километров железной дороги, которые могли бы построить для развития терминала. Кому это выгодно?" — удивляется Олег Кутателадзе.

Действия начальника порта не просто невыгодны, они наносят большой урон государству. Чиновники приходят и уходят, а экономика остается. Есть отрасли — и морская торговля в их числе, — в которые частные инвесторы вкладывают деньги с удовольствием. Правда, сегодня они зачастую боятся это делать, потому что государство не создает для этого необходимых условий. "За последние полгода два инвестпроекта по развитию портовой инфраструктуры были заморожены, потому что компании, которые занимались их реализацией, задумались, глядя на то, что происходит вокруг ТИС. В данном случае начальник порта, отождествивший себя с государством, проявил себя как неблагонадежный партнер и тем самым дал однозначный знак инвесторам: вкладывать деньги в Украину опасно, — убежден Ставницер. — Что касается ТИС, то он сейчас как самолет, прошедший точку невозврата. У нас нет возможности остановить свое развитие: слишком много вложено материальных и человеческих ресурсов. Есть только один путь — бороться до полной победы".

Киевский Телеграф
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: