Неприкосновенные городские запасы продовольствия пополняются городом централизованно на основе открытого конкурса. В 2003 году городской бюджет предусмотрел 100 млн. руб. на пополнение запасов мяса, зерна, сахара и прочих "стратегических" продуктов. Процедура закупок до сих пор была прописана отдельным правительственным распоряжением и предусматривала открытые торги на городской заказ, специальную комиссию, которая рассматривала заявки от сельхозпроизводителей. Городской департамент продресурсов обеспечивал хранение сотен тысяч тонн продовольствия на круглосуточных складах и мог распоряжаться неприкосновенным запасом только с согласия правительства.
Теперь строгости отменены. Согласно правительственному распоряжению № 1460-РП, руководство департамента продресурсов вольно само назначать генерального закупщика продовольствия для Москвы вне городского конкурса, "в случаях если закупки осуществляются в условиях чрезвычайных обстоятельств и в целях предотвращения дестабилизации продовольственного рынка города..." С чрезвычайными обстоятельствами все ясно - тут не до конкурсов. Однако угроза "дестабилизации продовольственного рынка" в Москве наступает с завидной регулярностью несколько раз в год - весной, когда на мелькомбинатах истощаются запасы зерна, и осенью, когда начинают расти цены на мясо и рыбу. Поэтому фактически департамент продресурсов получил законную возможность стать монополистом в сфере городского продовольственного заказа.
Еще одно новшество - введение понятия "заимствование продовольствия из горрезерва", которое подразумевает выделение по контрактам любым организациям продуктов из неприкосновенного городского запаса с последующим возвратом равного количества этого продукта. Сроки возврата и количество неприкосновенного запаса, которое департамент продресурсов может одолжить фирмам-продавцам, в документе не оговорены.
Официальные лица в городском департаменте продресурсов вчера отказались комментировать новое постановление - начальник управления по формированию ресурсов Виктор Паршенков весь рабочий день находился "у начальства", а его непосредственная подчиненная Людмила Королева не стала пояснять смысл документа, сославшись на то, что она его еще не успела прочитать. Анонимный источник в руководстве продовольственного департамента Москвы так охарактеризовал инициативу городских властей:
- Город сейчас накапливает слишком много лишнего продовольствия, и до сих пор мы не могли грамотно им распоряжаться: чтобы продать 2 тыс. тонн старого замороженного мяса, которое входит в горрезерв и лежит на складах мертвым грузом, требовалось пройти сложную процедуру согласований. Сейчас мы можем реализовать его проще. К тому же путем заимствований из горрезерва мы будем регулярно обновлять запасы продовольствия, не думая о том, куда и как побыстрее продать старые запасы. Новая система формирования продовольственного запаса также позволит гораздо эффективнее распоряжаться складами и холодильниками, на аренду которых город сейчас тратит бюджетные деньги.
Хитрая схема продовольственных займов, которая может быть введена вместо открытой конкурсной покупки, а затем такой же конкурсной продажи запасов продовольствия, действительно позволит чиновникам эффективнее и быстрее реагировать на изменение рыночных цен на зерно или мясо. Согласно распоряжению, заемщики резервных продуктов обязаны "предоставлять государственному заказчику ликвидное обеспечение возврата продовольствия в горрезерв". Определять размер этого залога предстоит тем же чиновникам, которые будут закупать резервное продовольствие для города и решать, кому его дать в долг.
Борис УСТЮГОВ
Финансовые известия