25 декабря 2025 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Дефицит первой необходимости.Более половины хлебобулочных во Владивостоке производится втемную
13.04.04


Всю минувшую зиму страну лихорадили сообщения о грядущем повышении цен на хлеб. Предпринятые правительством зерновые интервенции несколько сбили ажиотаж вокруг этой, пожалуй, самой конъюнктурной темы, но, по оценкам экспертов, ни на йоту не опровергли прогнозы о значительном удорожании хлеба. Цены уже растут повсеместно, а зерновые интервенции лишь фиксируют на некоторое время их пики. Для Приморья и регионов, подобных ему, эта проблема более чем актуальна.

Ненормальная себестоимость

Не секрет, что край является абсолютным импортером зерна, а это значит, что при существующем положении вещей мы можем выступать только пассивными наблюдателями того, что происходит на зерновом рынке России. Происходит же следующее: в течение всего 2003 г. цены за тонну зерна всех видов пшеницы неуклонно росли. К концу года этот рост составил почти 100%. О причинах роста сказано уже достаточно много - здесь и низкий в сравнении с 2002 г. урожай зерновых, и нестабильность на мировом рынке, благодаря которой вывозить зерно на экспорт оказалось выгоднее, чем продавать внутри страны, и традиционное повышение тарифов - в общем, полный набор факторов, повлиять на которые мы не в состоянии.

Однако, чтобы не создавать впечатление нормальной ситуации, отметим, что даже в зернопроизводящей Курской области с начала 2003 г. мука подорожала в 2,5 раза, а конечный продукт - печеный хлеб - в 1,5 раза. При этом председатель правительства Курской области Александр ЗУБАРЕВ сетует на себестоимость транспортных перевозок внутри (!) области как на одну из составляющих роста цен. Можно представить влияние транспортных тарифов на себестоимость приморского хлеба. Хотя что тут представлять, если с темы транспортировки начинается комментарий любого местного специалиста.

Впрочем, не хотелось бы именно себестоимость делать сегодня краеугольным камнем обсуждения хлебной проблемы. Сдается, что традиционное внимание к этому вопросу и не сдвигает с мертвой точки решение одной из основных задач продовольственной безопасности страны. Ну, сами посмотрите, как из года в год происходит рост цен на хлеб. Сначала производители хлебной продукции в ожидании мудрых правительственных решений ставят на грань нерентабельности свои производства. Затем в условиях жесточайших политических баталий с элементами административного давления запускается программа подготовки массового сознания к необходимости повышения цен. Ну и в завершение, когда путем затратных пиар-акций и бессчисленных согласований со всевозможными фискальными структурами цена все-таки повышается, у производителей хлебной продукции, как правило, остается всего несколько месяцев для рентабельной работы с тем, чтобы по замкнутому кругу готовиться к новому повышению цен.

Разорвать этот порочный круг можно только глобальной перестановкой акцентов в хлебном производстве. Давно пора понять, что тарифы понижаться не будут, а укрепление рубля по отношению к доллару отнюдь не означает остановку инфляции. Более того, сегодня есть все геополитические предпосылки к тому, что производители печеного хлеба сами будут провоцировать повышение тарифов, как минимум, на перевозки и на зерно. Не наши. А, например, китайские, конкуренция с которыми для приморских хлебопеков смерти подобна.

Геополитические тенденции и благие намерения

За последние 4 года производство зерна в Китае снизилось на 70 млн тонн. Почти столько же собрала в прошлом году Россия. До сих пор Китай компенсировал нехватку зерна за счет резервных фондов, но в 2003 г. урожай пшеницы в Поднебесной оказался ниже уровня потребления на 19 млн тонн. При такой тенденции, как отмечают аналитики газеты "Крестьянские ведомости", через 6 лет резервных запасов в Китае не останется. Чем это грозит мировому рынку и России в частности, Китай уже продемонстрировал в прошлом году, импортировав 5 млн тонн зерна. Ценовая реакция мирового рынка была подобна землетрясению. И это наши соседи еще в Россию не совались.

В этих условиях уповать на рост производства зерна и ограничение торговых надбавок на дешевые сорта хлеба как на панацею от хлебных кризисов, по меньшей мере, легкомысленно. Любые торговые ограничения провоцируют уход экономики в тень.

Что же касается производства зерна, то стимулировать его необходимо. Но только как основу четко выверенной продовольственной политики государства, когда на экспорт уходят действительно излишки, а не часть от необходимого для внутреннего потребления. Отсутствие такой политики, кстати, государство и пытается компенсировать зерновыми интервенциями. Но ущербность интервенций, несмотря на преимущественное право допуска к торгам тех, кто обладает мукомольными мощностями, можно проиллюстрировать на примере крупнейшего производителя хлебной продукции в крае ОАО "Владхлеб".

При максимальной ежемесячной мощности в 6 тыс. тонн ООО "Уссурийские мельницы" - одного из предприятий производственной цепочки "Владхлеба" на последних торгах компании перепало всего 2 тыс. тонн. Вот вам и "решение" проблемы дефицита зерна в нынешнем государственном исполнении.

Качество потребления

И это мы говорим о предприятии, которое выплачивает 90% от всех налоговых поступлений хлебной отрасли в крае. Столь необязательная, на первый взгляд, в наших рассуждениях ремарка примечательна тем, что на рынке, по крайней мере Владивостока, "Владхлеб" занимает чуть более 30%. Эта цифра, долгое время подвергавшаяся скептическим оценкам, получила на прошедших выборах президента практически документальное подтверждение. При единовременной продаже самого популярного сорта хлеба "Подольский" на избирательных участках по 7 руб. общий объем продаж предприятия 14 марта составил 112 тонн. В обычные дни по обычным ценам "Владхлеб" реализует не более 40-45 тонн дешевого хлеба. Вот и гадайте, за счет чего Владивосток "добирает" свою ежесуточную потребность в хлебе. Вернее, за счет какого хлеба? Даже если учесть еще 10% хлеба от прозрачных предприятий Ассоциации хлебопеков Приморья, то получается, что, как минимум, 50% хлебной продукции в городе производится, что называется, втемную.

К торгам производители "темного" хлеба доступа не имеют, зерно пшеницы 3-го или даже 4-го класса им не по средствам. Остается фуражное зерно, просроченная мука. Плюс всевозможная экономия на технологических процессах, усугубляемая водным кризисом. Трудно представить сегодня, что каждая частная хлебопекарня во Владивостоке обладает собственной скважиной. Они, кстати, в городе все наперечет. А если скважин нет, то какой водой пользуются "теневики" для производства хлеба? Даже отвечать на этот вопрос страшновато. Для такого рода "предприятий" рост цен на продукцию "Владхлеба" - самый благоприятный период бизнеса. Есть возможность на какое-то время перехватывать потребителей самой большой в крае хлебной компании. Городские власти такое положение вещей, похоже, устраивает.

От государственной спекуляции к продовольственной безопасности

Любопытно, что на 6 торговых площадках страны, организованных для интервенций, до июля предполагается реализовать 17 млн тонн зерна. В принципе, этим объемом вполне реально закрыть тот дефицит, который приводит к скачкообразному росту цен на хлеб. Но, учитывая издержки такого способа решения хлебной проблемы, который мы продемонстрировали на примере "Владхлеба", вполне резонно заняться поисками другого способа восполнения дефицита зерна.

Например, через жестко администрированные резервные фонды в каждом регионе, которые можно организовать через допуски на торги не перекупщиков, а администрации регионов.

Подобная идея в краевой администрации, к слову, два года назад рассматривалась, но до ее реализации дело так и не дошло. О ее жизнеспособности свидетельствует пример Тюменской области, администрация которой необходимым количеством зерна в этом году запаслась. Помимо того, что этот способ позволяет регионам самостоятельно регулировать цены на социально значимые хлебопродукты, он устанавливает практически абсолютный контроль над производством и реализацией печеного хлеба в регионе. Прозрачным предприятиям контроль нестрашен. Мнение "непрозрачных" для участия в дискуссии по этому вопросу не важно - они сами по своей природе производства страшны для потребителей.

Не исключаем, что решающим фактором в реализации столь, казалось бы, простой и доступной идеи являются финансовые возможности того или иного региона. Так мы как раз и говорим о выравнивании этих возможностей путем изменения приоритетов государственной политики в хлебообеспечении населения. На торгах государство почти ничего не зарабатывает - зерно уходит практически по номиналу. Да и вообще, дефицит внутреннего потребления - это не способ зарабатывания денег государством. Чем оно в таком случае отличается от спекулянтов, последствия деятельности которых государство и пытается ликвидировать за счет торгов? Так почему бы не распределить "интервенционное" зерно по регионам либо не реализовать его на торгах согласно заранее оформленным заявкам? Ну а дальше пусть уже региональные лидеры в меру своей компетенции отвечают за все, что творится на хлебном рынке подведомственных им территорий: считают налоги, выбирают партнеров, компенсируют затраты производителей до уровня минимальной рентабельности.

Кстати, вопрос компенсации или дотаций - в компетенции региональных исполнительных властей уже сегодня. Если администрация Владивостока каждый раз встает на дыбы против объявляемого повышения цен на хлеб, то в этой декларируемой солидарности с народом на самом деле искренности столько же, сколько кирпичей в непостроенном доме. Город в свое время пытался на примере хлебокомбината "Весенний" показать, как можно производить недорогой хлеб - на один рубль дешевле рыночного. Ну и где сегодня "Весенний"? Банкрот. Пожалуйста, дотируйте разницу в ценах. Причем не производителям, а малоимущим слоям населения, которых при всей кажущейся массовости у нас не так уж и много.

А не можете дотировать - объединяйтесь с хлебопеками, краевой администрацией, депутатами Госдумы, членами Совета Федерации и долбите на федеральном уровне один и тот же вопрос - продовольственная безопасность страны.

Что же касается зарабатывания денег, то для этого действительно существует только одна статья доходов - экспорт. Но, чтобы увеличивать экспортный поток, не провоцируя внутренний дефицит, в сельское хозяйство нужно вкладывать живые деньги. Больше вложишь - больше получишь. Другого пути нет. В противном случае цены на хлеб и дальше будут расти в геометрической прогрессии.

Источник: «ZRPRESS»

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: