Вместо мелких крестьянских акционерных обществ в последние годы на сцену выходят крупные агропромышленные холдинги. В Минсельхозе уверены, что будущее - за деньгами финансово-промышленных групп (ФПГ), которые вкладываются в отечественный АПК. Вот только делать ставку на средства ФПГ, считают в холдингах, совершенно неправильно: в омуте деревенской экономики страны трудно поймать прибыль, а без внимания государства это еще и рискованное занятие. И холдинги становятся в один ряд с бывшими колхозами, требуя госпомощи.
Агрохолдинги начали активно образовываться после кризиса 1998 года. По истечении трех лет они заговорили о том, что в российском селе деньги решают не все.
Российских "новых селян" по происхождению можно поделить на три группы. Первые - агрохолдинги от нефтяных компаний - появились в результате сотрудничества нефтяников с селом. Как правило, еще года два назад за поставленные крестьянам ГСМ нефтекомпании, не надеясь получить "живые деньги", брали зерном.
Другая группа - агрохолдинги от трейдеров. Такими являются "Русагро", "ОГО", "Юг Руси", "Русагрокапитал". Сфера их интересов обширна - производство сахарной свеклы, подсолнечника и, конечно же, зерна.
Третьи агрокомпании тоже имеют "сырьевое" происхождение. Например, в Белгородской области успешно работает "Стойленская нива" - "дочка" Стойленского ГОКа, занимающаяся зернопроизводством. Также большую часть юга России занимает АПК "Агрос", входящий в "Интеррос" и состоящий из двух вертикально интегрированных бизнес-блоков: "зернового" (управляющая компания "Росхлебопродукт") и "мясного" (управляющая компания "Росмясопродукт").
Большинство холдингов имеют контрольные пакеты акций в крестьянских АО. "Отправной точкой нашего обоснования в Белгородской области стало постановление губернатора о реформировании областного агрокомплекса, - говорит начальник сельскохозяйственного управления ГК "Русагро" Юрий Костюк. - Особого выбора у нас не было: нам предложили инвестировать в убыточные хозяйства". Общий объем инвестиций компании в 2001 году составил 547 млн рублей, а в 2002-м эта цифра уже приближается к 500 млн рублей.
АПК "Агрос" также управляет пакетами акций крестьянских хозяйств. В активах компании 40 предприятий, занимающихся сельскохозяйственным производством, оптовой торговлей зерновыми и масличными культурами, производством, переработкой и продажей животных белков - прежде всего мяса птицы и свинины. В прошлом году компания вложила около 600 млн рублей, а в ближайшие 2-3 года намерена увеличить объем инвестиций до $150-200 млн. Из них $37 млн будет вложено в производство и переработку мяса птицы в Ставропольском крае, где "Агросу" принадлежат 9 птицефабрик и 3 перерабатывающих комбината, комбикормовый завод и племенное хозяйство.
У "Русагрокапитала" другая причина расширения бизнеса . "Наш профильный бизнес - мукомольные комбинаты, - рассказывает президент компании Яков Шляпочник. - Но в то же время мы пытаемся выстроить всю безотходную цепочку от переработки сырья до производства конечной продукции. Так, при переработке зерна остаются отруби, которые идут на комбикорм. Поэтому мы у некоторых купили акции (контрольный пакет), а некоторых выкупали из банкротства. В этом году мы уже вложили около $4 млн".
"В сельском хозяйстве ничего не сделаешь без господдержки, - говорит руководитель сельскохозяйственного управления ГК "Русагро" Юрий Костюк. - Нам не нужны деньги, нам нужны четкие правила игры. Сейчас государство не может взять на себя страховые риски, хотя, например, риски зерноперепроизводства во всем мире - забота государства. Другой пример: нет никакой протекционистской политики в отношении животноводства. Те меры, которые правительство принимало в отношении импорта окорочков, были полумерами: поговорили и разошлись. Еще хуже ситуация в мясном животноводстве. Мы, например, по своим затратам никак не можем конкурировать с аргентинской говядиной, себестоимость которой на порядок ниже нашей: у нас себестоимость 1 кг говядины - 52 рубля, а импортное мясо с доставкой на мясокомбинат стоит 44 рубля".
Можно вкладывать сколько угодно денег, но они просто падают в "черную дыру", говорят в агрохолдингах. "Наши планы по выходу на рынок выращивания зерна мы осуществим только через два года, когда в отрасли появятся нормальные компании, с которыми можно будет работать и которые будут возвращать инвестиции, - говорит президент АХ "Русагрокапитал" Яков Шляпочник. - Сейчас же для нас приоритетно мукомольное производство. Мы ищем не постсоветские колхозы, а реальные рыночные компании, которые будут готовы в обмен на инвестиции предоставить гарантии их возврата. У тех крупных холдингов, которые пришли в производство зерна, очень много проблем, и мы пока туда не спешим".
Компании отмечают еще и бездействие Минсельхоза. "Очень силен лоббизм сельхозимпортеров, - говорит Яков Шляпочник. - Последний пример: на выставке World Food, проходившей в Москве, стенд совета США по экспорту мяса птицы занимал 300 метров, в то время как стенды российских компаний были в 6-8 раз меньше. Наш рынок просто открыт, а нужны расчеты, чтобы постепенно его закрывать. И я точно знаю, что в Минсельхозе многие не хотят делать эти расчеты. Сейчас 70% потребления мяса птицы - импорт. То же со свиноводством. С министерской командой трудно что-то сделать".
По мнению руководства АПК "Агрос", Минсельхозу надо бы более тщательнее прогнозировать урожаи, чтобы не было перепроизводства продукции, и не было интервенций. "В России государственная помощь селу нужна позарез, - говорят в "Агросе". - Ведь по существу около 50% экономики страны так или иначе "завязано" на сельское хозяйство".
Как говорят в компаниях, если государство не начнет вырабатывать четкую политику в агрокомплексе, то не исключено, что деньги ФПГ просто-напросто уйдут с российских полей.
Между тем в Минсельхозе делают очень большую ставку на "обиженные" агрохолдинги. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев не раз говорил о том, что МСХ будет помогать крупным компаниям, пришедшим в агробизнес. По его словам, в новой аграрной политике государства четко заявлено, что устойчивое конкурентоспособное сельское хозяйство не только на внутренних, но и на мировых рынках зависит от появления крупных компаний-сельхозпроизводителей.
Источник: «Известия»