23 апреля 2024 г., Вторник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Экспорт зерна опустошает карманы россиян. Алексей Гордеев обещает установить индикаторы цен на продукты питания

09.04.08


Глава Минсельхоза Алексей Гордеев заявил о намерении в мае предложить правительству поправки в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», устанавливающие понятие индикативных цен на основные виды продуктов питания. По словам министра, индикативные цены будут устанавливаться «сверху» в качестве ориентира с таким расчетом, чтобы покрывать издержки сельхозпроизводителей, обеспечивая рентабельность для расширенного воспроизводства. Одновременно министр поставил задачу ввести Россию в тройку крупнейших экспортеров зерна, увеличив его производство с 82 до 100 млн. тонн. Эта задача слабо коррелируется с обеспечением продовольственной безопасности страны, зато больно бьет по карманам россиян.

«Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы цены на основные виды продовольствия соответствовали себестоимости и определенному уровню рентабельности», – заявил министр. Этот шаг, по мнению Гордеева, даст правительству понимание, какие меры необходимо принять для регулирования ситуации на рынке и поддержания «оптимально-минимальных, экономически справедливых цен для сельхозпроизводителей».

Аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков называет противоречивой идею введения так называемых индикативных цен. «В случае, если они останутся только индикаторами, то рынок их будет просто игнорировать. Если они будут иметь какую-то административную силу, то это окажется нерыночным регулированием, которое негативно отразится на отрасли», – отметил эксперт.

Планы у главы Минсельхоза наполеоновские, и в пресс-службе министерства вчера отказались комментировать их выполнение. В рамках реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства производство зерна в России должно достичь не менее 100 млн. тонн в год. Напомним, в 2007 году в России был собран самый высокий за последние пять лет урожай зерна – около 82 млн. тонн. В текущем году, по экспертным оценкам, производство зерна наиболее вероятно на уровне 90,4 млн. тонн, в том числе пшеницы 53 млн. тонн. Потенциал для дальнейшего роста есть. В частности, только за счет введения в оборот 10–15 млн. гектаров залежных земель, по оценкам специалистов Минсельхоза, можно дополнительно собирать около 30 млн. тонн зерна и других сельхозкультур. Еще один козырь Гордеева – резкое увеличение объемов господдержки АПК. Например, в бюджете-2008 Минсельхозу предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 95,5 млрд. руб., в том числе на финансирование Госпрограммы – 72,6 млрд.

Формально эти деньги идут исключительно на решение задачи обеспечения продовольственной безопасности России. Главный критерий здесь – АПК должен обеспечивать потребности внутреннего рынка не менее чем на 80%. Однако не лишним будет напомнить, что Россия уже сейчас производит зерно в достаточном количестве. Так, по итогам сезона 2007/08 года, эксперты аграрного рынка прогнозируют увеличение спроса на зерно в России всего примерно на 0,1 млн. тонн. Более существенного увеличения потребления они не прогнозируют из-за высоких цен на зерно.

Впрочем, эксперты не исключают, что в итоге внутреннее потребление зерна даже уменьшится, и тогда переходящие остатки зерна будут на уровне 6,4 млн. тонн. Примерно такая же картина с потреблением зерна в России сохранится и в среднесрочной перспективе. Это означает, что в абсолютных цифрах вырастут объемы экспорта зерна. В сезоне 2007/08 года экспорт зерна составил без малого 13 млн. тонн, а в сезоне 2008/09 года может превысить 17 млн. тонн. В такой ситуации власти вполне могли бы поумерить аппетиты зернопроизводящих компаний и, ограничив масштабы экспорта с помощью, например, экспортных пошлин, снизить производство зерна ровно до уровня, необходимого для внутреннего потребления. В этом случае цена на зерно и продукты его переработки стала бы ниже мирового уровня, что благотворно сказалось бы на кошельках населения. Отметим, что внутреннее потребление зерна составляет примерно 69 млн. тонн. и снижение внутренних цен хотя бы на тысячу рублей за тонну от нынешнего приближенного к мировому уровня сэкономило бы всем потребителям зерна в России 69 млрд. руб., которые они сейчас вынуждены переплачивать для удовлетворения экспортных запросов зернопроизводителей.

Минсельхоз такая статистика и такие прогнозы не смущают. «Сейчас, когда ситуация на мировых рынках меняется, роль АПК повышается и обостряется проблема обеспечения населения планеты продовольствием, Россия должна позиционировать себя совершенно по-новому, как обладатель огромного сельскохозяйственного и биоклиматического потенциала», – считает Гордеев. По его мнению, в течение пяти лет Россия способна войти в тройку мировых экспортеров зерна и по доходам бюджета отечественный АПК станет вровень с нефтегазовыми компаниями и лесной промышленностью.

Эксперты считают, что эта цель достижима. Причем, по мнению Фильченкова, для этого вовсе не обязательно «поднимать целину». «Все упирается в государственную политику. Сейчас производства зерна в России достаточно для удовлетворения внутреннего спроса. Если экспорт будет более или менее либерализован, то значительная часть зерна будет продаваться за пределы страны», – полагает он.

С тезисом о вреде искусственного сдерживания экспорта согласен и главный экономист УК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. «В последние несколько лет урожайность зерна у нас колеблется на уровне 80 миллионов тонн. И хотя на внутреннем рынке избытка зерна нет, мы часть урожая экспортируем», – заявил эксперт. По его словам, позволяя сельхозпредприятиям продавать часть своей продукции на мировом рынке, государство тем самым компенсирует их издержки, возникающие вследствие сдерживания цен на хлеб внутри страны. Впрочем, отметил Гавриленков, хлеб и другие продукты питания у нас все равно дорожают вслед за ростом платежеспособности населения.

Получается, что, ставя задачи по увеличению производства зерна, Минсельхоз в большей степени лоббирует интересы крупных агропромышленных комплексов, производящих зерно в больших объемах и заинтересованных в наращивании экспорта, который приносит стабильно высокие прибыли. Только за последние полгода цены на зерно на мировых рынках выросли на 75% – со 170 до 300 долл. за тонну. Рядовой же потребитель, каждый день покупающий в ближайшей булочной половину буханки черного хлеба и нарезной батон, отдачи от миллиардных госинвестиций в сельское хозяйство практически не ощущает, оплачивая из своего кармана издержки современной аграрной политики, прямым следствием которой становится перманентный рост цен на все группы продовольственных товаров.

Ситуацию не спасают даже резко возросшие с начала 2008 года объемы импорта сельхозпродукции. Так, по данным ГТК, импорт мяса в Россию в январе–феврале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 26,5% с 150,9 тыс. тонн до 190,9 тыс. Ввоз мяса птицы вырос на 29% (с 125,7 тыс. тонн до 162,3 тыс.). Полностью отказаться от дорогого импорта Россия не может, поскольку отечественный АПК не готов увеличить производство мяса. В числе главных сдерживающих факторов независимые эксперты однозначно называют высокие цены на фуражное зерно на внутреннем рынке.

Независимая газета
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: