РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Еще раз о ВТО и судьбе сельского хозяйства России - Иван Стариков
20.02.13


Признаюсь, я был не прав и серьезно ошибся в прогнозах. В финале своей статьи «Не ройтесь в сумке Елены Скрынник», опубликованной в МК пару месяцев назад, я писал: «Вступление России в ВТО дает, как определенные возможности, так и создает серьезные риски. Конкурировать предстоит со странами-производителями, в которых есть политические силы, представляющие интересы аграриев». Далее: «Если в течение ближайших 3-5 лет в России не будет сформировано мощное аграрное лобби, то нам несдобровать».

Так вот, счет пошел не на годы, а на месяцы.

Обо всем по порядку.

5 февраля Дмитрий Медведев проводил большое совещание по вопросам сельскохозяйственного сектора. На него, помимо чиновников Минсельхоза, других ведомств и производителей, был приглашен ряд авторитетных губернаторов. Позже один из участников этого совещания рассказывал, что общий психоэмоциональный настрой, висевший в премьерской зоне 5 этажа Белого дома, можно обозначить словами: тихая, лютая ярость.

Дмитрий Анатольевич тут же напоролся на эти настроения глав регионов и производителей, как на оглоблю, и отчетливо задребезжал.

А теперь судите сами.

По приоритетному национальному проекту развития сельского хозяйства, который в свое время курировал нынешний Премьер-министр, на развитие промышленного свиноводства было потрачено около 250 миллиардов полновесных бюджетных рублей. В соответствии с требованиями ВТО, а мы де — факто стали ее участниками 23 августа, ввозные пошлины на свиное мясо были снижены с 15% до 0%, а на живую свинью — с 40% до 5%. На фоне беспрецедентного роста цен на фуражное зерно, ситуация для отечественных свиноводов стала просто фатальной.

По-другому и не могло быть.

В структуру себестоимости одного килограмма свинины входит около 70% так называемой зерновой группы. Примерно то же самое соотношение и в мясе птицы. Именно в этих отраслях животноводства, продемонстрировавших за последние 10 лет самое впечатляющее импортозамещение и конкурентоспособность, нас ждет серьезный спад.

При этом меры, в пожарном порядке принимаемые Правительством, помогут нашему сельскому хозяйству — как дохлой дворняге витамины.

И вот почему.

Во-первых: пожарное обнуление ввозной пошлины на зерно, а она составляет 5%, не будет эффективной, так как касается в основном его поставок из Европейского Союза и Казахстана, рассчитывать на его большие объемы не приходится. Сюда же следует отнести и широко анонсированное Минсельхозом решение о начале массированных товарных интервенций в объеме 3 млн. тонн с 1 марта. У меня есть сомнение о наличии в таком количестве зерна в интернационном фонде, а так же вызывает вопрос его сохранности.

Во вторых: логистика.

Быстро отгрузить и перебросить такие объемы зерна, а это 50 тыс. вагонов, при средней скорости движения грузов по РЖД — 9,1 км/ч, вряд ли удастся.

Ситуация будет усугубляться тем, что есть биологические циклы в животноводстве. Природу не обманешь. Именно в весенние месяцы начинается массовый растел крупнорогатого скота и опорос свиней, особенно в личных подворьях, а это значит, что спрос на зерновые будет расти.

Даю неутешительный прогноз: чуть замедлив свой бег во второй половине мая, внутренние цены на фуражное зерно превысят мировые на 10-15%.

К лечению «бедной собаки» витаминами, я бы отнес и стыдливые попытки ограничить импорт из-за использования заокеанскими производителями, при откорме свиней, рактопамина. Есть такая кормовая добавка, которая позволяет быстро формировать у хрюшек отнюдь не любимое братьями украинцами сало, а мышечную массу. Сразу оговорюсь, сам я поклонник органических продуктов и в целом приветствую это. Однако защитить отечественных производителей, таким образом, нам не удастся. Имею опыт.

В марте 96-ого был главным переговорщиком во время первой «куриной войны» с «ножками Буша», так что с арсеналом наших американских и канадских партнеров и их аргументами против наших, я более менее знаком.

Обратите внимание, тогда мы не были членами ВТО и могли себе позволить свободно погулять некоторое время по внешнеполитическому буфету. Сейчас таких возможностей практически нет. Предвижу, в течение полугода наши партнеры выведут из рационов сельскохозяйственных животных и птицы все не устраивающие российские надзорные органы кормовые добавки, пригласят наших инспекторов, и крыть будет нечем.

И тогда что — торговая война?

Уж это, точно надо России не больше чем «чирей невесте».

Но есть и внутренние, сугубо экономические причины, почему этот запрет на импортное мясо не просуществует долго. Структура потребительской инфляции такова, что из 7 % росстатовских, верных 4,5%, а то и 5% дает рост цен именно на продовольственную корзину. А в расходах домашних хозяйств 35-50% составляют расходы на еду, согласитесь, это сильно отличается от 10% американских и 12-15% европейских.

С 1 июля объявлено о повышении тарифов в среднем на 15%, на этом фоне растут инфляционные ожидания, а они в свою очередь будут задирать цены на продукты питания.

В условиях дефекта легитимности всей системы государственной власти, такие методы защиты отечественных производителей чреваты серьезными социально политическими последствиями. Испуганный Дмитрий Медведев заявил в конце этого знакового совещания: «Отечественные производители нам важнее ВТО», — и тем самым признал историческую ошибку Президента, Правительства, Федерального Собрания, и нам остается посыпать голову пеплом и позорно денонсировать международное соглашение, к которому мы шли долгих 18 лет.

Убежден, что это не так. Я много раз говорил, что дело не в ВТО, это всего лишь инструмент, впрочем, обоюдоострый. Дело в катастрофическом несоответствии состояния российских государственных институтов современным требованиям глобальной торговой организации, архаичности и неповоротливости всей системы государственной власти. Вот главный корень наших бед и проблем. В ходе долгих и мучительных переговоров Россия согласовала размер агрегированной поддержки сектора в размере 9 млрд. $. По разделу сельское хозяйство, бюджета расширенного Правительства, в 2012 году было потрачено около 5 млрд.$. Казалось бы, о чем беспокоиться, нам есть, куда расти. Проблема в том, что все меры поддержки делятся на связанные и не связанные. Связанные — искажают конкуренцию, красная и желтая корзины. Несвязанные — не влияют на торговлю, зеленая корзина.

Основной размер поддержки нашего сельского хозяйства лежит в желтой корзине, и к 2018 году должен быть кардинально сокращен. В зеленой корзине косвенным направлением бюджетной поддержки является ряд программ, связанных с увеличением внутреннего спроса, именно в этом направлении мы видим дефицит идей и предложений от Правительства РФ.

Численность, так называемых декретированных контингентов и организованных групп (школы, детские сады, учреждения социальной опеки, лечебные стационары), составляет почти 32 млн. человек, на которые в год требуется 11 млн. тонн продуктов стоимостью 640 млрд. рублей. Скажу совсем возмутительную вещь: индексация и повышение пенсий на 600 рублей, которую тут же сожрет инфляция, гораздо менее эффективна, чем адресная продовольственная помощь, так называемая программа Food Stamps . Она позволяет помимо социальных проблем, решить главную задачу сельскохозяйственных производителей — проблему сбыта. Если мы добавим федеральных спецпотребителей, например: Министерство обороны, пенитенциарную систему, Госрезерв и т.д., то по моим оценкам 30 — 35 % внутреннего производства можно гарантированно обеспечить платежеспособным спросом со стороны государства. Во всяком случае, такие программы давно и успешно действуют в ряде развитых стран и особенно в США.

Отдельно хотелось бы сказать про высокую волатильность цен на сельскохозяйственное сырье, с большим разбросом по годам. При большом урожае страдает отрасль растениеводства, а при низком урожае, как в этом году, испытывает серьезные трудности животноводство. В конечном итоге теряет потребитель.

Ценовой маятник проходит точку равновесия с наибольшей скоростью. Очевидно, зафиксировать его можно системой товарных и закупочных интервенций. В ряде стран для эффективного регулирования агропродовольственных рынков есть специальные структуры.

Созрела необходимость создания такого ведомства и у нас. Оно могло бы эффективно осуществлять интервенционную политику на агропродовольственных рынках не только в отношении зерна, но и по ряду биржевых товаров, существенно влияющих на стоимость всей продовольственной корзины. На мой взгляд, такое ведомство должно быть подчинено не отраслевому министерству, а Правительству РФ.

Формат статьи не позволяет перечислить весь набор мер, так называемой, зеленой корзины. Однако, для того чтобы решить эту сложнейшую, многофакторную задачу, необходимо отказаться от ручного управления страной и делегировать полномочия центра на уровни регионов, муниципалитетов, отраслевых и профессиональных союзов, общественных организаций. Для этого необходимо разобрать на запчасти главное достижение всех «нулевых», яростно построенную вертикаль власти. Только в этом случае удастся сплести крайне необходимую сегодняшней деревне зеленую корзину, а если это не случится, то наше сельское хозяйство «склеит ласты», а потом вполне вероятно и вся страна.

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: