В обращении к премьер-министру М.Е. Фрадкову, подписанном лидерами Агропромышленного союза Н.М. Харитоновым и Ассоциации крестьянских хозяйств В.Ф. Башмачниковым, отмечается, что нерегулируемый рост цен на используемые в сельском хозяйстве материально-технические ресурсы сильно влияет на целесообразность сельскохозяйственного бизнеса.
По этой причине большинство хозяйств из-за отсутствия средств на оплату текущих расходов не могут в полной мере воспользоваться Федеральным законом “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей”.
Дисбаланс в отраслевой системе и жесткая последовательность производства в сельском хозяйстве вынуждает крестьян продавать свою продукцию спекулянтам за наличный расчет, что обесценивает продукцию и влияет на финансовый оборот. В результате за прошлый год задолженность сельских товаропроизводителей выросла на 10 % и превысила 354 миллиарда.
Учитывая такие тенденции в экономике сельского хозяйства и острую необходимость в финансовом регулировании АПК, авторы обращения вносят в правительство следующие предложения:
- оперативнее принимать постановления по уровню закупочных цен и своевременно осуществлять интервенции;
- увеличить объемы средств на возмещение процентных ставок по некоторым видам кредитов, в том числе на закупку зерна для поддержки развития птицеводства и животноводства;
- рассмотреть возможность в рамках антимонопольного законодательства сбалансировать ситуацию на цены нефтепродуктов по отношению к сельскому хозяйству и принять постановление правительства, обеспечивающее стабильность принятых мер. - уменьшить тарифы на железнодорожные перевозки зерна внутри страны при перевозке его на расстояние свыше 500 километров;
- установить нормативное соотношение между стоимостью закупаемого у сельских товаропроизводителей сырья и вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продовольственную продукцию.
Лидеры Росагропромсоюза и АККОР одновременно направили специальные обращения руководителям республик, главам администраций и законодательных органов субъектов Федерации с просьбой принять все меры по организации закупок сельскохозяйственной продукции в региональные фонды по приемлемым ценам, а также по регулированию уровня цен на энергоносители.
Предлагается создать в регионах коммерческие структуры с участием представителей администрации, Росагропромсоюза и АККОР, выделить им необходимые средства для организации закупок сельхозпродукции на длительной договорной основе между субъектами РФ. Ожидается также финансовая поддержка местных властей.
«Некоторые из этих проблем поднимались министром сельского хозяйства А.Гордеевым на недавней встрече членов правительства с Президентом. Есть надежда, что голос представителей крестьянства будет услышан. Хотя, по данным «Сельской жизни», проект федерального бюджета на будущий год вновь предполагает недостаточный для качественного рывка объем финансирования АПК, а с учетом инфляции и меньший». Так заканчивает свой материал «СЖ».
Зерно Он-Лайн также поддерживает отстаивание интересов крестьянства, только не очень понятно стремление некоммерческих организаций, составивших обращение, участвовать в распределении и тем более в закупочной деятельности за счет средств налогоплательщиков.
Вызывающим выглядит и предложение по регулированию тарифов на транспортировку с/х сырья и стоимость нефтепродуктов. Все согласны, что труд крестьянства должен быть оценен выше, чем это делает система. Но и оценка должна подкрепляться качеством продукции. В конце концов, Япония не производит зерно, а закупает его. Нет необходимости и возможности выделять сельское хозяйство из экономической деятельности всей страны. Его продукция это такой же товар, который может и должен реально оцениваться только в системе. А дотации и прочие преференции обесценивают труд и эффективность производства. Причем не только самого сельского хозяйства, но и других отраслей. Таким образом, инфляция будет только развиваться.
Может быть, не самой худшей мерой по развитию отстающих хозяйств, была бы полная отмена для них налогообложения на один сезон, в зависимости, допустим, от величины начисленных средств? Чем больше собираются оплатить налогов, тем вероятнее шанс быть включенным в программу. Интересно, согласится ли хоть один аутсайдер?
В Законе «О финансовом оздоровлении с/х производителей» достаточно и внятно определены меры, которыми руководствуются межведомственные комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. И к ним лидеры союзов не обращаются. Или они и есть те самые комиссии. В таком случае они должны быть знакомы с финансовыми инструментами отличными от дотаций. И как бы там ни развивалась финансово-экономическая система, сельское хозяйство обязано следовать вместе с ней, а не надеяться на то, что вся страна дружно поедет на с/х работы.
В России имеется ВИСХОМ (институт сельскохозяйственного машиностроения), специалисты которого носятся со своими предложениями, страдают от полного отсутствия менеджмента, стареют и кончают жизнь самоубийством. Почему лидеры аграрных союзов не отстаивают широкие интересы, а сгруппировались вокруг производителей зерна?
Газета «Крестьянские ведомости» приводит опрос «Агростата», в котором руководители предприятий ясно понимают проблему отсутствия управленческих кадров, возлагают надежду на технологии, науку и на себя лично.
Та же «Сельская жизнь» постоянно публикует материалы о сельхозпроизводителях, добивающихся фантастических результатов, которые с трудом сдерживаются от покупки железнодорожных путей до мелькомбината.
Чтобы заманить ВТО в Россию, меры, предлагаемые лидерами агрообъединений, не подходят. Надо мягче.