Вопреки прогнозам, заседание министров сельского хозяйства Европейского Союза прошло в понедельник "при пустых трибунах". Не вышли на улицы бельгийской столицы разъяренные европейские фермеры. Не выступили они с протестом против предложенной Еврокомиссией реформы общей сельскохозяйственной политики. То ли жаркая уборочная страда помешала, то ли фермеры сочли страсти по реформе недостаточной причиной для массовых беспорядков, которыми зачастую заканчиваются мирные демонстрации протеста в Брюсселе.
Страсти кипят из-за 40 миллиардов евро, которые ежегодно выплачиваются Евросоюзом в качестве субсидий фермерам в зависимости от объемов производства. Комиссия предлагает в будущем не стимулировать вал, а учитывать при определении размера дотаций такие показатели, как эффективность предприятия, уровень доходов, качество продукции, экологическая составляющая, корректное отношение к животным и безопасность продуктов питания.
На самом же заседании министров страсти почти достигли точки кипения. Министр сельского хозяйства Франции Эрве Гаймар заявил, что предложение Еврокомиссии вообще нельзя рассматривать без серьезных предварительных прогнозов. По его словам, нужно просчитать, какое долгосрочное воздействие предложенные меры окажут на отдельные сельскохозяйственные регионы и сектора.
Помимо Франции, критическую позицию заняли Испания, Греция, Португалия и Ирландия — страны, которые пользуются значительными выплатами из бюджета общей сельскохозяйственной политики.
Как и предполагалось, государства, формирующие сельскохозяйственный бюджет ЕС, оказались среди сторонников Европейской комиссии. К ним относится, в первую очередь, Германия, а также Великобритания и Нидерланды. Правда, Германия заинтересована в сохранении выплат бывшим коллективным, а ныне фермерским хозяйствам в восточных землях, которые пока выживают за счет дотаций. С другой стороны, Берлин будет только приветствовать, если в результате сокращения сельскохозяйственных дотаций высвободятся дополнительные финансовые ресурсы для расширения Европейского союза.
"Дедовщина" в ЕС?
Впрочем, как следует из неофициальных дипломатических источников в Брюсселе, на сегодняшний день ни о какой реформе сельскохозяйственной политики речи вообще не идет, а предложения Комиссии не являются ни революционными, ни новаторскими. Они предполагают лишь корректировку существующего курса. А жаркие споры вокруг реформы — это генеральная репетиция баталий, которые разгорятся после расширения Евросоюза.
По мнению некоторых брюссельских дипломатов, расширение и послужило причиной разногласий в ЕС. Точнее, не само расширение, а связанная с ним своеобразная сельскохозяйственная "дедовщина". После вступления в ЕС фермеры из стран центральной и восточной Европы смогут рассчитывать лишь на четверть нынешних объемов субсидий. Впоследствии выплаты из сельскохозяйственного бюджета будут прогрессивно возрастать. В 2005 г они должны достигнуть 30%, а в 2006 — 35%. Полного уравнения в правах с нынешними странами-членами ЕС новички могут ожидать лишь через 10 лет.
Таким образом, интересы у стран-кандидатов и "играющего состава" ЕС диаметрально противоположные. Если кандидаты стремятся к максимально высокому стартовому уровню субсидий и к сокращению переходного периода, то действующие члены Евросоюза опасаются нежелательного привыкания новых стран к льготам и привилегиям, которые придется оплачивать из собственного кармана.
Источник: «Product.Ru»