26 декабря 2025 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Государство отпускает аграриев на вольные хлеба. Государственная поддержка не помогает сельскому хозяйству.
11.04.03


Стабильный подъем в отрасли начнется только тогда, когда финансово-промышленные группы и крестьяне научатся работать друг с другом

Последние несколько недель Владимир Путин серьезно занимается вопросами аграрного комплекса. Он уже призвал правительство обратить внимание на текущие проблемы сельского хозяйства, в частности на задержки с севом (в текущем году российские крестьяне засеяли пока лишь десятую часть от уровня прошлого года). Отметив «скромные позитивные тенденции» в отрасли, Владимир Путин, однако, укорил министра сельского хозяйства Алексея Гордеева в том, что «по большому счету реформы на селе по-прежнему пробуксовывают». Разумеется, чиновники тотчас приступили к активным действиям, но вот антикризисные подходы у них не изменились – интервенции, списание долга, возведение барьеров на пути импорта сельскохозяйственной продукции. Тот факт, что в профильном министерстве столь банально подошли к «просьбам» президента, эксперты расценивают как четкий сигнал нашему сельскому хозяйству: государство очертило круг своих обязанностей перед крестьянами и не собирается решать основную проблему – эффективности аграрного производства.
На этой неделе Алексей Гордеев заявил, что его ведомство разработало механизм автоматического проведения зерновых интервенций и уже в апреле намерено внести его на согласование в правительство. Над этой проблемой чиновники бьются уже третий год и до сих пор не смогли реализовать его адекватно. «Интервенции позволили государству увеличить экспорт, но крестьяне от них не получили никакой выгоды, - заявил RBC daily председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков. – Напротив, доходы селян упали, а всю прибыль получили перекупщики и спекулянты». Дело в том, что государственные закупки были организованы слишком поздно, и к моменту начала интервенций крестьяне успели продать все зерно перекупщикам по низким ценам. А вот перекупщики уже смогли реально заработать, продав зерно по более высоким ценам, объявленным государством. Разработанный Минсельхозом механизм автоматического проведения интервенций, по идее, должен позволить избежать подобных казусов в дальнейшем. В частности, механизм будет вступать в действие автоматически, когда цена на зерно опустится ниже какого-то определенного уровня. «Сейчас на проведение согласований, необходимых для начала государственных зерновых интервенций, уходит несколько месяцев, - сказал RBC daily вице-президент Российского зернового союза Александр Юкиш. – В результате актуальность интервенций теряется, и мы не получаем ожидаемого эффекта. Предложенный Гордеевым механизм будет работать по принципу страховки: он вступает в действие, как только наступает страховой случай, то есть цена на зерно опускается до предельно допустимого уровня».
Сможет ли этот механизм заработать уже в текущем году, никто из опрошенных RBC daily экспертов сказать не мог. Между тем с ответом на этот вопрос во многом связано разрешение еще одной проблемы аграриев – огромной задолженности, которая формируется из-за того, что урожай продается очень дешево и вырученные от его продажи деньги не окупают затрат на производство продукции. Алексей Гордеев в очередной раз предложил президенту подписать указ о единовременном списании этих долгов (точнее, их части - 60 млрд рублей из 350 млрд), хотя однозначной оценки этому среди экспертов нет. «Если это произойдет, то станет действительно реальной помощью крестьянам, - сказал RBC daily Владимир Сосницкий, начальник пресс-службы агрохолдинга «Разгуляй-Укрросс». - У всех есть долги, которые висят еще со времен Советского Союза, и которые невозможно погасить. На примере нескольких хозяйств, которые покупал наш агрохолдинг, могу сказать, что долги составляют по 5–6 млн рублей, причем только 30% этой суммы составляет основной долг. Все остальное приходится на пени и штрафы». С ним не согласен представитель Совета Федерации Иван Стариков. «Списывая долги, мы устраняем не причину, а следствие, - говорит он. – При нынешнем диспаритете цен на сельскохозяйственную продукцию и горючесмазочные материалы крестьянские хозяйства моментально накопят новые долги взамен списанных». Например, несмотря на то что прошлый год был очень урожайный, официальная прибыль хозяйств сократилась более чем в два раза до 11 млрд рублей, накопленная задолженность возросла до 350 млрд, а число убыточных хозяйств увеличилось в два раза. Минсельхоз это не смущает, и уже в марте Алексей Гордеев обещает представить на рассмотрение президента соответствующий документ.
Минсельхоз намерен активно помогать крестьянам путем ограничения поставок на российский рынок импортной продукции. «Введенный в этом году механизм квотирования мяса позволит стабилизировать производство этой продукции в России и выйти на рост отрасли на 5,5%», – заявил А. Гордеев в ходе встречи Владимира Путина с членами президиума Центрального совета «Российского аграрного движения», которое возглавляет министр сельского хозяйства. Кроме того, Минсельхоз собирается задействовать барьерные механизмы на пути ряда импортных молочных продуктов. Однако, вводя квоты и увеличивая пошлины, аграрные чиновники, судя по всему, не всегда понимают, что пострадает российский потребитель, так как сектор готовых продуктов в России развит достаточно слабо и не способен в полной мере обеспечить потребности россиян. В результате таких мер растет «теневой» импорт продовольствия, дорожает не всегда качественная российская продукция. Тем временем все эти годы в стороне от «ока государева» и его чиновников находилась главная проблема аграрного комплекса, заключающаяся в том, что большинство крестьянских хозяйств до сих пор не научилось работать в рыночной среде. «Больше половины хозяйств убыточно, но ведь другие, которые расположены буквально рядом, прибыльны, - говорит председатель Общероссийского движения «Аграрная Россия» Александр Фомин. - Просто многие хозяйства, как и при социализме, ставят задачу побольше вырастить, а не выгодно продать свою продукцию». Не лучшим образом обстоят дела и у крупных ФПГ, которые пришли в сельское хозяйство после 1998 года. Эффект девальвации в период 1998 — 2001 гг. делал чуть ли не все вложения в импортозамещающие отрасли выгодными, однако, как только он исчерпался, оказалось, что и финансисты не способны контролировать оборот средств в сельском хозяйстве, прежде всего из-за того, что им не хватает квалифицированных кадров на селе (впрочем, как и обычным хозяйствам). Поэтому в ближайшие годы крестьянам и финансистам еще предстоит «притереться» друг к другу, без чего качественного стабильного подъема в отрасли не будет, несмотря на все старания Минсельхоза.

РБК

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: