Зерновая интервенция в России нынче проводится в третий раз. (Две предыдущие состоялись в 2001 и 2003 годах).
Смысл этой акции предельно ясен. Государство намеренно «вмешивается» в рыночные коллизии, связанные с куплей и продажей зерна нового урожая. Делается это для того, чтобы, во-первых, обеспечить крестьянам гарантированный сбыт по приемлемым ценам значительной части удавшегося урожая зерновых. Во-вторых, создать некоторый запас зерна, который подстрахует и производителей, и потребителей на случай неурожая в грядущие периоды. В-третьих, свести к минимуму усилия перекупщиков, сбивающих цену на зерно. Правда, во многих случаях урожай еще предстоит взять с уральских полей. Частые дожди могут существенно подпортить радужную картину, основанную на видах большого хлеба на корню…
Проще руководителям тех хозяйств, кто давно сотрудничает с какой-либо птицефабрикой или предприятием, занимающимся переработкой сельскохозяйственного сырья. Партнерские их отношения на основе взаимовыгодных договоров исключают пустые хлопоты. Между тем продать излишки зерна по выгодной цене — это такое же здравое желание каждого хлебороба, как и мечта о золотом времени, когда стабилизируются цены на горюче-смазочные материалы хотя бы на время уборки урожая. А то не успеваем, как говорится, выехать в поле, тут же цены на солярку ползут вверх. К примеру, одна из крупных нефтяных компаний только за период с 18 августа по 2 сентября текущего года пять раз повышала стоимость летнего дизельного топлива для организаций, не обладающих свидетельством «О регистрации лиц, осуществляющих операции с нефтепродуктами» и покупающих партию горючего менее 39 тонн. Да еще с предоплатой.
— Если российское государство хочет по большому счету поддержать хлеборобов, оно наряду с зерновой должно проводить еще и энергетическую интервенцию. Проще говоря, покупать на рынке какую-то часть горюче-смазочных материалов, а затем по твердой цене продавать их хлеборобам.
Эту точку зрения довелось услышать от крестьян в Сысертском, Красноуфимском, Нижнесергинском, Ачитском, Артинском муниципальных образованиях. Не исключено, что со временем идея хлеборобов Западного управленческого округа Свердловской области достигнет кабинетов Государственной Думы, а также правительства РФ. Пока же реальность такова, что стать участником зерновой интервенции 2005 года удастся далеко не каждому хозяйству, вырастившему хлеб. Дело тут не столько в чьем-то желании или нежелании, а в объективной реальности, сложившейся на продовольственном рынке. Государство, проводя зерновую интервенцию, гарантированно купит у крестьян продовольственного зерна не более двух миллионов тонн. На эти цели правительство России потратит 6,2 миллиарда рублей.
— За цифрами скрывается огромная подготовительная работа всей инфраструктуры, задействованной на зерновом рынке страны, — рассказал коммерческий директор ОГУП «Агентство по развитию рынка продовольствия Свердловской области» Алексей Селезнев. — На первом этапе предстояло определить базы хранения зерна. В Свердловской области таковым объектом стала хлебная база № 65 в Каменском районе. Государство в этом году покупает у крестьян три вида зерна: пшеницу III класса, пшеницу IV класса и рожь продовольственную. Покупка зерна будет осуществляться через торги на бирже…
По словам А. Селезнева, никто из операторов, представляют они на рынке интересы государства или частного капитала, не работает на повышение цены. Свердловская область, входящая в девятый регион из 12, на которые поделен зерновой рынок России, еще только готовится к проведению первых торгов. Чтобы участвовать в торгах на бирже, необходимо соблюсти ряд условий и правил. Во-первых, зерно, подлежащее продаже, должно быть заранее привезено на базу хранения в соответствии с объемом выделенных лотов. Один лот содержит 270 тонн зерна, очищенного, высушенного, то есть ставшего товаром. Как правило, у крестьян нет ни техники, ни горючего, чтобы качественно выполнить эти подготовительные операции. А досушить зерно требуется до 13 процентов влажности. При этой операции его теряется до 10 процентов от объема. Получается, чем больше зерна ты продаешь, тем больше делаешь затрат. Необходимо еще иметь в виду транспортные расходы на доставку зерна на базу хранения, плату за оказанную услугу по подработке зерна, плюс пять тысяч рублей за участие в торгах на бирже. Да еще надо подготовить пакет сопроводительных документов, оформленных по всем правилам. Набегает, однако…
— Будучи одним из уполномоченных операторов на зерновом рынке на Среднем Урале, Агентство по развитию продовольственного рынка Свердловской области готово все заботы, связанные с продажей зерна хозяйствами, взять на себя, — рассказал далее А. Селезнев. — При этом мы не берем с крестьян никакой платы. Когда сформировался лот (270 тонн), мы заключаем с хозяйством договор о цене, по которой надо продать зерно. За все про все мы возьмем в конечном итоге 0,5 процента от совершенной сделки. Все свои издержки хозяйство может покрыть зерном. Что же касается расчетов за проданное на бирже зерно, то государство вернет деньги в течение трех месяцев с момента его продажи…
Любопытно, что именно в эти три месяца хозяйствам позарез бывают нужны живые деньги. Не поэтому ли некоторые директора сельскохозяйственных предприятий идут на сделки с перекупщиками? У тех, говорят, наличная сумма всегда при себе. Продав за бесценок зерно, такие хозяйственники лишь на короткое время получают относительный достаток, а вместе с ним и некоторую свободу маневра в решении накопившихся проблем. Но быстро полученные деньги еще быстрее уходят, и все начинается сначала. Цивилизованный рынок, к которому стремятся все, для многих сельхозтоваропроизводителей остается пока что несбыточной мечтой. Чем-то вроде миража — он вроде бы существует, он виден в отдалении, но сколько к нему ни иди, приблизиться никак не удается. Между тем зерновая интервенция — не мираж. Это объективная реальность сегодняшнего дня. Вот только соприкоснуться с ней могут пока что не все. А жаль.
Анатолий ПЕВНЕВ