Новейшая история России должна была, по идее, все вернуть на круги своя - вернуть фабрикам и заводам грамотных собственников, а земле русской - хозяина. Получилось как всегда, то есть с фабриками и заводами вообще как-то кособоко /про грамотных собственников говорить как-то язык не поворачивается/, а сельское хозяйство оказалось просто не у дел. Земельный вопрос долгое время вообще был вне поля зрения - все не до того было, собственность делили. Ныне дошли и до главного богатства.
Накануне Совет Федерации принял поправку в статью 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно это поправке, устанавливается административная ответственность за использование земель не по целевому назначению, а также за невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. До сего момента кодексом такая ответственность была не предусмотрена, в результате чего отсутствовала реальная возможность принудительного прекращения владения земельным участком в случае его неиспользования в установленном порядке или использования, но совсем не в том порядке, что надо бы.
Сегодня в соответствии с Земельным кодексом РФ одним из оснований для принудительного прекращения права владения и пользования земельным участком, предназначенного для сельхозпроизводства либо жилищного или иного строительства, является неиспользование земли в указанных целях в течение трех лет. Исключением, по закону, является время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или в виду иных обстоятельств, исключающих его использование.
Законодатель сегодня обозначил условия принудительного прекращения права владения и пользования земельным участком. Такое возможно при условии, что факты ненадлежащего использования земли не будут устранены после наложения штрафа. Для обычных граждан такой штраф составит от 5 до 10 МРОТ, для должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ и для юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ. Сенаторы решили, что такое дополнение к закону будет способствовать повышению эффективности госконтроля за использованием земель, - пишет “Российская газета”.
Так, несмотря на то, что в 2004 году в Свердловской области на 8% сократилось количество убыточных хозяйств, а 60 сельхозпредприятий из 100 работали с прибылью и впервые за последние годы количество гектаров посевных площадей увеличились на 17,6 тысяч, все же факт остается фактом – огромные территории сельскохозяйственной земли попросту простаивают и не возделываются. “У нас 150 тысяч гектар пашни находится вне постоянного хозяйственного оборота”, - заявил накануне на пресс-конференции в Екатеринбурге министр сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Чемезов.
В случае использования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, не по назначению в течение трех лет, областное министерство по управлению госимуществом вправе лишить нарушителей прав на пользование и на аренду земель. Изъятые земли будут передаваться в фонд перераспределения, заявил Сергей Чемезов.
В Челябинской области картина по неиспользуемой земле выглядит не лучше. По данным областного Комзема, из общего количества неиспользуемых агропромышленными предприятиями земель на долю сельскохозяйственных предприятий приходится 157, 8 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 143,4 тысячи гектаров пашни. Так, к примеру, как выявила проверка специалистов Земельного комитета, СПК “Ункурдинский” не использовал по целевому назначению земельный участок площадью 1632,7 га пашни, в том числе 571,9 га поросли лесом. По данному факту был составлен протокол с наложением штрафа на сумму 2 тысячи рублей, а также выписано предписание со сроком устранения нарушения. По мнению специалистов Комзема, основной причиной неиспользования земель является “отсутствие семян, ГСМ, запасных частей, отсутствие достаточного количества сельскохозяйственной техники”.
В Свердловской области причину нецелевого использования земли видят в другом. На Среднем Урале более полусотни сельхозпредприятий находятся в предбанкротном состоянии, а некоторые уже в процедуре банкротства или конкурсного управления. В такую ситуацию, по мнению свердловского министра сельского хозяйства Сергея Чемезова, предприятия попали из-за неправильной организации бизнеса, построенного на арендных отношениях с пайщиками.
Как пояснил Сергей Чемезов, неясные арендные отношения отпугивают инвесторов. Для создания конкурентоспособных предприятий была выработана следующая схема: “Люди приняли решение объединить земельные доли в единый земельный комплекс, провести его межевание. При этом граждане получают не свидетельство права на землю, а одну акцию, наполненную и землей, и собственностью, и всеми активами этого акционерного общества. То есть у земли появился реальный хозяин в виде акционерного общества”,- говорит Сергей Чемезов. По такой схеме сегодня развивается около дюжины сельхозпредприятий в Свердловской области, которые успешно привлекают инвесторов, однако не без помощи областных властей.
Как заявили в отделе внешних связей министерства сельского хозяйства Челябинской области, “областные власти не имеют в собственности акций тех сельхозпредприятий, которые работают на земле”. А что касается проблемы отношений арендаторов земли с пайщиками, то она “пока не имеет однозначного решения, потому что часть их не оформила свои паи в надлежащем порядке, и с ними руководители сельхозпредприятий устанавливают договорные отношения”.
Судя по всему, это основная проблема на сегодняшний день в сельском хозяйстве. Инвесторы, которые могли бы вкладывать деньги в сельское хозяйство, справедливо боятся идти на такой шаг. Неясность отношений арендаторов с пайщиками резко повышает риски для инвесторов. Преодолению этой ситуации уделяют внимание не только федеральные, но и областные власти.
Еще в 1993 году специалисты Департамента имущественных отношений администрации Тюменской области провели ряд семинаров для руководителей сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств по реформированию земельных правоотношений на селе. Целью этих семинаров являлась подготовка аграриев к обороту земель сельхозназначения (в том числе приватизации земельных участков, которая прошла в Тюменской области с 1 января 2004 года).
Такие меры были вызваны тем, что у большинства земельных собственников отсутствовали документы, оформленные надлежащим образом, в частности, земельные участки не были поставлены на кадастровый учет. А это означало, что любые сделки с ними будут невозможны. Теперь в Тюменской области сельскохозяйственные предприятия в основном имеют организационно-правовую форму акционерных обществ, что позволяет привлекать денежные потоки. А контроль за эффективным использованием сельскохозяйственной земли осуществляется не только Земельным комитетом, но и на уровне местного самоуправления. В Земельном комитете Тюменской области заявили, что хотя проблемы с нецелевым использованием земли пока остаются, как и везде, но решаются.
Богатство русской земли огромно, если к этой самой земле подходить с умом. В отличие от богатств недр – нефти и газа, земельные ресурсы восстанавливаются сами собой за год-два и снова готовы давать высокий урожай. Хотя Урал не относится к самым плодородным землям России, но и здесь земля неплохая, как утверждали, кстати, как-то постившие нас специалисты из Голландии. У них-то нам земля наносная, на вес золота. При условии грамотного использования сельскохозяйственной среднеуральской земли, по заявлению Сергея Чемезова, можно было бы перейти не только на полное самообеспечение сельскохозяйственными продуктами, но и что-то поставлять на экспорт.
Принятые Советом Федерации поправки нельзя назвать чем-то выдающимся. Но хорошо уже то, что об использовании наших земель кто-то задумался...
Источник: «Накануне»